22 мая, 2014
RSSПечать
А судьи кто?

21 мая в Общественной палате прошли слушания по обсуждению проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».
Законопроект направлен на определение порядка формирования и функционирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья граждан и образования.
Первый заместитель секретаря ОП Владислав Гриб отметил, что законопроект должен быть разработан так, чтобы общественность получила реальный инструмент для независимой оценки деятельности госучреждений.
Он подчеркнул, что если в больших городах гражданское общество уже имеет навыки общественного контроля, то в регионах, особенно в сельских районах, им предстоит этому научиться.
«Важно, чтобы в этом процессе принимали активное участие местные общественные палаты», — подчеркнул первый замсекретаря.
Председатель Комиссии ОП по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Николай Дайхес согласился с тем, что, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, во многих субъектах федерации возможность общественного контроля напрямую зависит от воли губернатора: захочет ли он проявлять открытость или же намерен вести политику неприступного «небожителя».
Многие участники слушаний выступили с критикой законопроекта.
Так, глава Комиссии ОП по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло выразил негодование в связи с созданием «огромного количества дублирующих друг друга структур, которые будут все контролировать, но при этом не будут ничего создавать».
Он также выразил опасение, что из-за того, что общественные советы, осуществляющие контроль, не будут получать никакого финансирования за свою работу, то они будут брать деньги с «полей», то есть с тех ведомств, которые призваны контролировать.
«Если бы общественные палаты всех уровней стали бы заказчиками услуг общественных советов, т.е. выделяли бы им на это средства, то это стало бы готовым инструментом антикоррупционного контроля», — считает Пожигайло.
Член Ученого совета НИУ ВШЭ Борис Рудник также усомнился в том, что сформированная в законе система будет работать, если общественные контролеры будут работать на добровольной основе.
С ними согласился заместитель председателя Комиссии ОП по соцполитике Борис Альтшулер, который отметил, что «общественный контроль — это настолько важное дело, что средства на осуществление мониторинговых мероприятий должны быть заложены в бюджете общественных палат всех уровней отдельной строкой».
Помимо этого Альтшулер возмутился тем фактом, что проект закона был разработан Министерством труда и социальной защиты РФ, из-за чего в документе все прописано так, чтобы чиновники многих мастей не были подвержены оценке.
«Нельзя поручать разработку документа тем людям, в отношении которых он будет в дальнейшем применяться», — подчеркнул Альтшуллер.
«А судьи, собственно, кто?» — спросил член ОП РФ Сергей Ряховский, отметив, что больше всего его тревожит вопрос о том, кто конкретно будет оценивать работу перечисляемых в законопроекте организаций.
«Главное, чтобы этот закон не был как слон в посудной лавке, который в результате принесет больше вреда, чем пользы», — заключил Павел Пожигайло.