25 марта на слушаниях в ОП обсудили проект закона «Об основах общественного контроля».
Открывая мероприятие, первый заместитель секретаря ОП
Михаил Островский напомнил, что появление проекта закона «Об основах общественного контроля» — плод многолетней работы ОП. «Мы прошли долгий и нелегкий путь — от абсолютного неприятия нашей идеи до ее полного одобрения и поддержки на всех уровнях. На протяжении почти трех лет нами была проделана огромная работа, мы проводили консультации, собирали предложения, два раза выносили этот вопрос на пленарное заседание», — сообщил Михаил Островский и добавил, что проект закона направлялся на рассмотрение во все федеральные органы власти и общественные советы при министерствах и ведомствах. Кроме того, по словам Островского, в обсуждении документа принимали участие региональные общественные палаты, в 20 субъектах РФ прошли выездные семинары с участием членов ОП.
«В определенный момент к разработке проекта закона подключился Совет по правам человека при Президенте РФ», — продолжил Михаил Островский. «В СПЧ поначалу предложили свой вариант законопроекта, но в итоге в Госдуму был внесен „объединенный“ вариант документа, в который вошли и предложения ОП, и СПЧ», — пояснил он.
В ходе слушаний было отмечено, что принятие закона потребует огромного количества — более 25 — изменений в действующее законодательство. Член ОП
Иосиф Дискин отметил, что для того, чтобы закон стал работать, в первую очередь, предстоит внести ряд изменений в кодекс административных правонарушений. По словам Дискина, это необходимо для того, «чтобы неповадно было грубо нарушать нормы общественного контроля».
«Что же касается содержательной части законопроекта, хочу отметить, что в его нынешнем варианте полностью отсутствуют нормы защиты общественных интересов. Эти нормы крайне важны, необходимо вернуть положение о действиях в защиту общественных интересов ко второму чтению законопроекта — это моя принципиальная позиция», — заявил Дискин.
Еще одним серьезным недостатком обсуждаемого проекта закона, который был отмечен всеми участниками слушаний, стало существенное ограничение субъектов общественного контроля — то есть тех организаций, которые смогут по закону осуществлять контрольные функции. «Исключение общественных объединений из процедуры общественного контроля, предложенное новым законом, вызвало большое недоумение», — отметила член ОП
Елена Тополева. Есть, по ее мнению, и еще один принципиально важный момент — следует подумать о том, как увязать новый закон с уже существующими принципами общественного контроля, например, с нормами работы общественных советов.
Урезанием списка субъектов общественного контроля недовольна и член ОП
Светлана Разворотнева. «Есть организации и активисты, которые уже занимаются этой деятельностью на протяжении многих лет, у них есть определенный опыт, ценные наработки, они ни в коем случае не должны быть выключены из процесса», — уверена она.
Член ОП
Иван Мохначук считает урезание количества субъектов нецелесообразным. По его словам, активность в этом вопросе сейчас проявляют не более 20% наших граждан, так что переизбытка «контролеров» не будет даже в случае существенного расширения списка. «А, между тем, необходим серьезный общественный контроль, в том числе, за исполнением указов Президента в российских регионах. Во всех проверках обязательно должны принимать участие представители народа, пользующиеся доверием в обществе, поскольку уровень такого доверия у чиновников крайне низкий», — отметил Мохначук.
О субъектах общественного контроля говорил и член ОП
Борис Альтшулер. «Важно понимать, как будут формироваться эти субъекты, чтобы быть уверенными в том, что они не станут декоративными», — считает эксперт. Он пояснил, что субъекты общественного контроля должны по закону иметь право формировать профильные общественно-наблюдательные комиссии, привлекать к работе тех экспертов, которых они считают нужным, а также пользоваться услугами независимых аудиторов.
Альтшулер также обратил внимание на такой важный фактор, как конфиденциальность информации, полученной в ходе работы общественных контролеров. «Люди, осуществляющие эту деятельность, должны быть предупреждены об ответственности за разглашение любой информации, полученной в ходе своей работы», — подчеркнул он.
Член ОП
Дмитрий Галочкин считает необходимым жестко закрепить в законе положение о статусе общественной экспертизы. «Движение любого нормативного документа должно обязательно сопровождаться результатами общественной экспертизы, отношение к которым, сейчас, к сожалению, часто бывает неуважительным», — заявил член ОП.
Депутат Госдумы Сергей Железняк, выступая на слушаниях, отметил, что на сегодня огромное количество элементов общественного контроля уже существует, а сейчас речь идет об их систематизации. «Наша задача — выстроить систему общественного контроля так, чтобы проверяющие знали, какими правами они обладают, у органов власти не было шансов увиливать от проверок, а у общества должна быть возможность наблюдать и оценивать результаты. В предлагаемом законе прописаны требования к СМИ публиковать результаты общественного контроля с тем, чтобы любой гражданин имел возможность получить информацию о том, что сделано, какие недостатки выявлены, и какая работа дальше планируется», — отметил депутат. Железняк заверил присутствующих, что депутаты готовы к дальнейшей совместной работе над проектом закона и к его обсуждению с общественниками.
Член СПЧ Игорь Борисов назвал проект закона «плодом компромисса внутри гражданского общества». «Так или иначе, этот закон нам необходим, предлагаю поддержать его прохождение в первом чтении, а ко второму чтению подготовить поправки с учетом озвученных замечаний», — заявил Борисов.
Подводя итоги слушаний, Иосиф Дискин озвучил решение согласиться с предложенным проектом закона, представленным к первому чтению, а ко второму чтению подготовить замечания о расширении списка субъектов общественного контроля, возвращении в текст документа нормы защиты общественных интересов, а также рассмотреть вопросы, связанные с финансированием процедур общественного контроля и созданием методического документа для осуществления этой деятельности.