28 декабря, 2013
RSSПечать
Не будет кадров — не будет ничего

Задачи подготовки национальных кадров для регионов по актуальности сопоставимы с ликвидацией неграмотности в первые годы Советской власти или с восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Такое мнение озвучил заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Асламбек Паскачев в ходе круглого стола «Национальные кадры для регионов. Проблемы подготовки и скрытый потенциал», состоявшегося 27 декабря в Государственной полярной академии в Санкт-Петербурге.
По его словам, хотя за последние 20 с лишним лет на территории нашей страны и не было разрушительной войны, но были разрушения другого характера, которые привели ко многим отрицательным последствиям — к неблагоприятной экономической и демографической ситуации, духовно-нравственной и т.д. Все это отразилось и на качестве, на уровне подготовки кадров. После развала Советского Союза и в последующий период реформ произошел определенный перекос, девальвация знаний. Молодежь переориентировалась, точнее, сама ситуация переориентировала ее, на другие ценности.
Асламбек Паскачев отметил, что в первую очередь необходимо развивать Сибирь и Дальний Восток. Для этого нужны, в частности, четкое представление о балансе трудовых ресурсов и отлаженная система подготовки кадров, поскольку если не будет кадров, соответственно, не будет ничего другого.
Одновременно необходимо подумать о том, чтобы заселять эти трудонедостаточные регионы и создавать там рабочие места. «Если Президент заявил, что мы 25 миллионов рабочих мест создадим, так под это же нужно соответственную работу проводить», — сказал он.
Говоря о роли образования в обществе, Асламбек Паскачев привел пример определенной корреляции между уровнем образования и интенсивностью боевых действий на Северном Кавказе, в частности, в Чечне.
«У мены были исследования не только по республике, по районам и селам, но и в целом по субъектам России, об уровне образования и т.д. И вот, анализируя ситуацию с военными действиями, в частности, в Чечне, я сделал неожиданный для себя вывод — казалось бы, объективный и можно было бы догадаться, но сам факт — самые ожесточенные бои происходили в тех населенных пунктах, где самый минимальный уровень образования. То есть при прочих равных условиях уровень образования — один из факторов, который судьбоносно влияет», — рассказал он.
Асламбек Паскачев напомнил, что вопросы подготовки национальных кадров для регионов в Советском Союзе были поставлены на широкую ногу. Многие представители национальной интеллигенции и квалифицированных специалистов старшего поколения получили образование именно по этому каналу. Для трудоизбыточных регионов, каковым является, в частности, Северный Кавказ, это исключительно важная компонента.
«В последнее время мы много говорим, что у нас мигрантов много, мешают жить и так далее и так далее. При всем том, все образованные люди понимают, что на сегодняшний день у нас не хватает людей. И в то же время психологически около половины людей воспринимают отрицательно в первую очередь мигрантов внешних, а во вторую очередь и наших граждан России, которые приехали из других республик и регионов, в частности, Северного Кавказа. Президент в своем послании очень четко сказал, какие причины и что с этим делать», — сказал Асламбек Паскачев.
Он обратил внимание участников круглого стола на наличие канала связи и обмена информацией по линии Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председателем которого является заместитель руководителя Администрации Президента Магомедсалам Магомедов. В этой связи имеется уникальная возможность доводить все предложения по актуальным проблемам до высшего руководства страны. Данная возможность тем более ценна, что вопросам общественного контроля над государственной властью, общественности в целом уделяется в настоящее время огромное внимание.
Затронув вопрос о целевом наборе в ВУЗы, в частности, в Государственную полярную академию, Асламбек Паскачев обратил внимание на то, что менее 10% бюджетных мест в этом уникальном учебном заведении — это совершенно неправильный подход.
Он также предложил рассмотреть вопрос о возможности возвращения к системе распределения для студентов, получивших образование на бюджетной основе.
Одновременно Асламбек Паскачев выступил с предложением рассмотреть вопрос о возможности восстановления при высших учебных заведениях подготовительных отделений по образцу тех, которые существовали в советские годы, чтобы нивелировать разницу в уровнях школьного образования в разных регионах.
«Вы все замечаете, что уровень подготовки в школах в разных регионах разный, к сожалению. Естественно, что в Питере и в деревне уровень подготовки будет разный. Ну, по определению, при прочих равных условиях. Могут быть исключения, а в целом, в общем-то, так и будет», — сказал он.
Асламбек Паскачев напомнил, что раньше из этой ситуации выходили за счет подготовительных отделений, которые существовали при каждом ВУЗе. В настоящее время этот институт ликвидирован.
Однако несколько лет назад для подготовки кадров для республик Северного Кавказа, в частности, для Чечни, в одном из ВУЗов такое отделение было восстановлено в экспериментальном порядке. Обучение на нем было, по сути, платным, за счет спонсоров. Это помогло поднять уровень образования студентов до приемлемого.
«Как только студент попадает на другой уровень квалификации, он теряется, и он не может ни обучаться, ни вести себя адекватно. И поэтому, может быть, есть смысл подумать и над этим вопросом», — предложил Асламбек Паскачев.