19 декабря, 2013
RSSПечать
«Забудь все, что было»
«Забудь все, что было» — так звучит правило для любого малолетнего зэка, который готовится выйти на свободу.
«Самое первое, что надо помнить каждому парню, который выходит на свободу — забудь все, что было с тобой до этого, теперь ты начинаешь жизнь заново, с чистого листа», — наставляет пресс-службу ОП бывший осужденный Степан. Сейчас ему немного за 30 — он преподает в ремесленном училище архангельской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников. Степан хорошо разбирается не только в строительстве и столярном деле, но еще и в психологии «малолеток».
Просто он вышел из этой зоны в
«Второе — не пей. Либо, как можно реже, либо вообще никогда не надо: расслабляет, сбивает с намеченной цели и вообще от этого все зло, — уверен наш собеседник. — Ну, и конечно нужно учиться, получить профессию, чтобы точно знать, чем будешь зарабатывать на жизнь на воле».
«О своих планах охотно говорят многие, кто собирается освободиться из зоны, — рассказывает
Кириллу хочется верить и даже в чем-то подражать. Он производит впечатление очень деятельного молодого человека: трудится на двух работах, заканчивает высшее образование, серьезно занимается спортом.
Конечно, оба наших героя, увы, экзотика, которой по понятным причинам, гордится местное управление ФСИН. Далеко не каждый, как они, стойко пройдет через пренебрежение работодателей («чего пропадет — тут же тебя полиции отдам»), копеечные зарплаты (несколько тысяч рублей на двух работах) и каторжный труд (без выходных) во имя мечты о нормальном человеческом будущем.
Слишком многие выберут путь наименьшего сопротивления, туда где старая компания, выпивка, дурман-трава и сомнительные «легкие» заработки... Дальнейший сценарий известен: ребята вернутся в воспитательную колонию «погреться», а чуть позже пойдут по взрослому этапу.
«Никто из нас не любит, когда его поучают. Представители старшего поколения всегда тяготят младших своим опытом, наставлениями. Только с возрастом понимаешь, что многое из того, что не хочешь слушать, и того, с чем споришь, справедливо», — чувствуется, что член Общественной палаты Мария Каннабих подбирает слова, пытается быть искренней и естественной с ребятами, которые стоят перед ней в сусе (прим «строгие условия») Архангельской воспитательной колонии.
В конце декабря вместе с коллегами из ОП РФ и региональных ОНК Мария Каннабих организовала в столице Поморья масштабный выездной семинар, чтобы обобщить практические наработки в сфере перевоспитания малолетних преступников.
Специалисты неслучайно считают Архангельск одним из передовых регионов в этих вопросах: здесь есть закон об адаптации бывших зэков, по-настоящему работающий реабилитационный центр и неравнодушные специалисты наблюдательной комиссии. КПД их деятельности, с одной стороны, капля в море (несколько десятков «перевоспитанных» в год), с другой стороны, хоть что-то против грустных цифр официальной статистики (только в Архангельской области, по данным местной полиции, детская преступность выросла в 2013 году на 5,6%).
«В конечном счете, каждый сам решает, что ему делать со своей жизнью и как ему поступать», — справедливо резюмирует Мария Каннабих. Ребята уже успели заверить ее в том, что учатся «не только на двойки и тройки», собираются работать и продолжать образование.
Сейчас повисла небольшая пауза, даже шустрый Леша перестал балагурить про «девчонок и волю». Кажется, о чем-то мальчишки на мгновение задумались, ну, а может просто рисуются, чтобы случайно не налететь на нарекание от администрации.
Вместо послесловия: если заинтересовались темой нашей публикации и будете в Архангельске, обязательно зайдите в реабилитационный центр для подростков-правонарушителей и поговорите с Еленой Ереминой. Она — настоящий профессионал, преданный своему делу, и может помочь всякому, кто действительно этого хочет.
Подробности о теоретической части семинара, который проходил в здании местного Правительства, ищите на информационных ресурсах администрации Архангельской области. Смотрите также наши фото и видеоматериалы (увидите наших героев своими глазами и оцените положение дел в колонии для малолеток).