11 декабря, 2013
RSSПечать
Процветающий Челябинск или депрессивный Южный Урал?

В Общественную палату поступают противоречивые данные о социально-экономической ситуации на Южном Урале. Чтобы разобраться в том, что происходит в Челябинской области, общественники провели круглый стол с участием чиновников и профильных экспертов.
«Ко мне поступило коллективное обращение от работников одного из челябинских заводов, о том, что там планируется массовое сокращение», — сообщил член ОП Георгий Федоров, открывая дискуссию 10 декабря.
По имеющейся информации сокращения коснутся Златоустовского металлургического завода, Челябинского тракторного, ФНПЦ «Станкомаш» и других предприятий. Некоторые из участников обсуждения сообщили, что в регионе планируется сократить порядка 8 тысяч рабочих мест.
По словам доктора экономических наук, директора Института глобализации Михаила Делягина данные цифры недавно озвучил губернатор Челябинской области Михаил Юревич.
«Высоко технологичная область. Почему она в упадке? Когда, напротив, надо делать технологический рывок», — недоумевал Делягин. Общественники также поделились опасениями по поводу судьбы челябинских безработных.
«Ответственность за социальную сферу вообще-то лежит на органах региональной и муниципальной власти. Деньги на это есть. Возникает вопрос о региональных компенсациях высвобождаемым работникам. Местные власти этого вообще не спланировали. Чиновники также не предложили каких-либо курсов профориентации для безработных», — возмутился старший научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. Он, кстати, сообщил, что к нему приходит множество соответствующих обращений от жителей Челябинской области («после того, как граждане получают отписки от местных властей»).
Впрочем, сенатор Константин Цыбко, который представляет в Совете Федерации Челябинскую область, озвучил противоположную позицию. По его информации в Челябинской области в настоящее время стабильная социальная и экономическая обстановка.
«Если сравнивать регионы по стоимости жилья, то в Челябинске 41 300 рублей за квадратный метр, а в Перми 50 тысяч. Реализуется программа президента доступное жилье, есть развитая инфраструктура. Идет постоянный рост зарплат, особенно в бюджетной сфере. Безработица на невысоком уровне 1,2%», — сообщил Константин Цыбко.
Сенатор Руслан Гаттаров со своей стороны отметил, что бороться с безработицей и ее последствиями эффективнее всего общими силами государства, бизнеса и гражданского общества.
«Сейчас, когда коммерческие компании бросают какой-то завод и оставляют его только на попечение областного руководства, чиновники в аварийном режиме помогают людям. Конечно же, мы никогда не бросаем никого, из тех, кого увольняют предприятия. Но компании также должны нести ответственность за это», — заявил Гаттаров.
По его мнению, предприниматели вместе с администрацией области, с депутатами должны заниматься тем, чтобы трудоустраивать этих людей, переучивать их. Член Совета Федерации заявил пресс-службе ОП, что не доволен форматом прошедшей в Палате дискуссии.
«Все обвиняли нас, потому что что-то прочитали в какой-то газете или на интернет-портале. Никто же не был на предприятиях, никто не приезжал в область, не разговаривал с представителями региона. Не позвали бизнесменов, «Деловую Россию», Торгово-промышленную палату, почему присутствовали только экономисты и мы (прим. представители федеральной власти)? Это формат не правильный. А где местные общественники, где палата Челябинской области?», — задал вопрос Руслан Гаттаров.
По мнению Георгия Федорова, есть только один способ снять противоречия в дискуссии вокруг ситуации на Южном Урале — провести выездные слушания с участием челябинских чиновников, предпринимателей и представителей гражданского общества.
«Когда видишь все своими глазами, намного легче отделить выдумки и манипуляции от объективных процессов», — заключил член Палаты.