22 ноября, 2013
RSSПечать
А судьи — кто?

«Наша судебная система явно нуждается в совершенствовании, необходима реформа и нашего процессуального законодательства, — заявил 21 ноября заместитель секретаря ОП РФ Владислав Гриб, открывая заседание „Права человека и недопущение судебных ошибок“. — Удивительно, но даже в Советском союзе, где ряд норм были довольно формальными, у граждан было больше прав, чем сейчас».
«Нужно дать больше прав и уполномоченным по правам человека, ребенка и предпринимателей по контролю и взаимодействию с судебной системой», — заявил Гриб.
Он также отметил, что в приемную ОП поступает много обращений, связанных с возможными судебными ошибками. Гриб подчеркнул, что для Общественной палаты это одна из приоритетных тем.
«Наша судебная система на фоне разговоров о том, что она независимая, пришла к такому выводу, будто ей свойственно такое качество, как непогрешимость», — отметил член Совета по правам человека при Президенте РФ Андрей Бабушкин.
Юрист-координатор Ассоциации владельцев автомототранспорта Юрий Шулипа подчеркнул, что, по его мнению, 99% судебных ошибок совершается с умыслом.
«Наш судья является самым прогибаемым в мире. Вся судебная власть четко контролируется. Хоть мировые судьи и назначаются законодательными собраниями, это ничего не меняет, потому что региональные Думы также зависят от Администрации Президента», — заявил он.
Эксперт предложил бороться с «судебным бандитизмом», ведя скрытую видеозапись судебных заседаний. По его мнению, это даст больший эффект, чем простая подача жалоб.
«Но самое главное — добиться того, чтобы на уровне субъекта федерации должности мировых судей стали выборными, — вынес предложение Шулипа. — Если судей назначает народ, то они служат народу, если их назначает Президент или депутаты, то они служат им».
С предложением Шулипы согласились многие другие участники слушаний, а член Совета по правам человека при Президенте РФ Евгений Мысловский коснулся вопроса о двоякости принципа несменяемости судей.
«С одной стороны, это замечательно, потому что судья может принимать законное решение, за которое его никто не может уволить. Но, с другой стороны, любое решение может быть принято и за взятку, и за это его тоже не могут уволить», — отметил Мысловский.
В связи с этим Андрей Бабушкин предложил разработать механизмы определения ущерба, причиненного в результате судебной ошибки, и соответствующих наказаний судей.
Юрист Гермиона Кремлева обратила внимание на то, что для начала необходимо срочно квалифицировать понятие судебной ошибки и закрепить его в норме права, потому что на сегодняшний день это понятие четко не определено.