15 октября, 2013
RSSПечать
Посчитали — прослезились

14 октября в ОП обсудили проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Проект бюджета представила первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. По ее словам, в основу бюджета положены стратегические цели развития страны, обозначенные прошлогодними майскими указами Президента РФ и концепцией долгосрочного развития России до 2020 года. При формировании бюджета также учтено бюджетное послание Президента.
«К числу основных приоритетов, учтенных при формировании бюджета относятся: сохранение макроэкономической стабильности, снижение зависимости бюджета от конъюнктурных факторов и перераспределение бюджетных ассигнований на приоритетные направления политики», — сообщила Нестеренко.
При формировании бюджета Минфин опирался на макроэкономические прогнозы, согласно которым цены на нефть будут держаться в районе 100 долл./барр, а инфляция составит от 4,5 до 5,5%. Кроме того, по оценкам Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы российский бюджет в ближайшие три года может недополучить около 1 триллиона рублей доходов. В связи с этим, ведомство предлагает приготовиться к сокращению расходов.
Наибольшее сокращение в процентном выражении — на 31,5% по сравнению с 2013 годом — ожидает статью расходов на господдержку СМИ. Сократятся также расходы бюджетной системы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — на 9,7%, на ЖКХ — 4%, на общегосударственные вопросы — на 3,2%.
Что касается роста расходов, в реальном выражении в 2016 году к 2013 году расходы бюджетной системы вырастут на 9%, при этом отмечается значительный рост — на 40,4% — расходов на национальную оборону.
«Это связано с реализацией госпрограммы вооружений», — пояснила Нестеренко. Также вырастут в реальном выражении расходы на образование (на 7,3% к 2013 году), здравоохранение (на 0,6%), культуру, кинематографию (на 8%), социальную политику (на 7,1%). Значительный рост расходов планируется по статье «Физическая культура и спорт» — на 27,6% в 2016 году по сравнению с 2013 годом. Кроме того, Минфин прогнозирует рост расходов на обслуживание государственного и муниципального долга — на 17,4%.
При формировании расходов Минфином были учтены имеющиеся финансовые обязательства государства, индексирование бюджетов регионов, в также использование экономических стратегий по оптимизации расходов. Примером такой оптимизации станет переход к адресной социальной политике с учетом нуждаемости.
Доходы государства, считают в Минфине, будут обеспечены за счет увеличения дивидендов от имеющихся в его распоряжении акций, урегулирование беспошлинного экспорта, приватизации части государственных компаний, а также изменения принципа исчисления налога на имущество. Согласно прогнозам, рост ВВП за три года составит чуть более трех процентов.
Нестеренко также сообщила, что в случае недопоступлений, дефицит бюджета будет покрываться за счет Резервного фонда, которого стране хватит на три года. Она напомнила, что Резервный фонд составляет 4,2% ВВП.
Член ОП Иосиф Дискин не согласен с подходом Минфина. «Настаиваю, что представленный проект бюджета не актуален с точки зрения приоритетных задач развития экономики и выполнения социальных указов Президента РФ», — заявил член он.
По его словам, подход Минфина, когда средства изымаются из наиболее приоритетных отраслей, недопустим. Кроме того, в бюджете не предусмотрены инвестиционные вливания в экономику, а это делает невозможным экономический рост.
Довольно резко высказался эксперт и в отношении прогноза дефицита бюджета. «Ежегодно мы закладываем большой дефицит, а получаем профицит, либо 0», — напомнил Дискин. Он считает, что адекватным было бы решение установить уровень дефицита не более 1% ВВП, объявив годовой мораторий на «бюджетное правило».
Дискин поднял так же вопрос об эффективности бюджетных расходов: «Нам надо разобраться с госпрограммами. ФЦП — это черные дыры бюджета, часть из которых содержат в себе элементы лоббизма интересов конкретных лиц. Надо создать в ОП комиссию по анализу эффективности госпрограмм», — уверен эксперт.
Опасения, связанные с перераспределением некоторых расходов бюджета с федерального на региональный уровень, высказала член ОП Светлана Разворотнева. Она считает, что такой подход ухудшит состояние регионов, власти которых будут не в силах справляться со многими своими обязанностями. Кроме того, по ее мнению, в дотационных регионах отсутствуют стимулы для реализации возможностей экономического роста, что, в свою очередь, формирует иждивенческие настроения.
Член ОП Елена Тополева говорила о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов. Для этого, по ее словам, следует стимулировать министерства правильно расставлять приоритеты при распределении бюджетных средств. Кроме того, она обратила внимание, что в проекте бюджета не учтена такая важная статья, как развитие дошкольных учреждений. «Это не позволяет обеспечить доступ к дошкольному образованию, что напрямую влияет на демографическую ситуацию в стране», — заявила Тополева.
О необходимости изменения подхода к формированию бюджета говорил и член ОП Валерий Фадеев. По его словам, сейчас у нас в стране сложилась идеальная (по многим показателям) макроэкономическая ситуация, но, в то же время, экономический рост ничтожно мал.
Эксперт считает, что необходимо прекратить масштабное аккумулирование средств в Резервном фонде и сдерживание госинвестиций в экономику. Наоборот, следует изыскать в бюджете как можно больше денег для инвестиций.
«Даже снижение издержек производства, о которых говорит Минфин, невозможно без масштабных инвестиций», — уверен Фадеев. Он также добавил, что лимит внутреннего долга в бюджете слишком низкий. «С таким подходом нам никогда не совершить экономический прорыв», — заявил эксперт.
В заключение, Валерий Фадеев сообщил, что обсуждение проекта бюджета продолжится в ближайшее время во всех комиссиях ОП. «После этого, мы составим общее заключение и направим его в Правительство и Государственную Думу», — заявил он.