RSS Eng

15 октября, 2013

RSS

Печать

Посчитали — прослезились

Посчитали — прослезились

14 октября в ОП обсудили проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Проект бюджета представила первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. По ее словам, в основу бюджета положены стратегические цели развития страны, обозначенные прошлогодними майскими указами Президента РФ и концепцией долгосрочного развития России до 2020 года. При формировании бюджета также учтено бюджетное послание Президента.

«К числу основных приоритетов, учтенных при формировании бюджета относятся: сохранение макроэкономической стабильности, снижение зависимости бюджета от конъюнктурных факторов и перераспределение бюджетных ассигнований на приоритетные направления политики», — сообщила Нестеренко.

При формировании бюджета Минфин опирался на макроэкономические прогнозы, согласно которым цены на нефть будут держаться в районе 100 долл./барр, а инфляция составит от 4,5 до 5,5%. Кроме того, по оценкам Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы российский бюджет в ближайшие три года может недополучить около 1 триллиона рублей доходов. В связи с этим, ведомство предлагает приготовиться к сокращению расходов.

Наибольшее сокращение в процентном выражении — на 31,5% по сравнению с 2013 годом — ожидает статью расходов на господдержку СМИ. Сократятся также расходы бюджетной системы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — на 9,7%, на ЖКХ — 4%, на общегосударственные вопросы — на 3,2%.

Что касается роста расходов, в реальном выражении в 2016 году к 2013 году расходы бюджетной системы вырастут на 9%, при этом отмечается значительный рост — на 40,4% — расходов на национальную оборону.

«Это связано с реализацией госпрограммы вооружений», — пояснила Нестеренко. Также вырастут в реальном выражении расходы на образование (на 7,3% к 2013 году), здравоохранение (на 0,6%), культуру, кинематографию (на 8%), социальную политику (на 7,1%). Значительный рост расходов планируется по статье «Физическая культура и спорт» — на 27,6% в 2016 году по сравнению с 2013 годом. Кроме того, Минфин прогнозирует рост расходов на обслуживание государственного и муниципального долга — на 17,4%.

При формировании расходов Минфином были учтены имеющиеся финансовые обязательства государства, индексирование бюджетов регионов, в также использование экономических стратегий по оптимизации расходов. Примером такой оптимизации станет переход к адресной социальной политике с учетом нуждаемости.

Доходы государства, считают в Минфине, будут обеспечены за счет увеличения дивидендов от имеющихся в его распоряжении акций, урегулирование беспошлинного экспорта, приватизации части государственных компаний, а также изменения принципа исчисления налога на имущество. Согласно прогнозам, рост ВВП за три года составит чуть более трех процентов.

Нестеренко также сообщила, что в случае недопоступлений, дефицит бюджета будет покрываться за счет Резервного фонда, которого стране хватит на три года. Она напомнила, что Резервный фонд составляет 4,2% ВВП.

Член ОП Иосиф Дискин не согласен с подходом Минфина. «Настаиваю, что представленный проект бюджета не актуален с точки зрения приоритетных задач развития экономики и выполнения социальных указов Президента РФ», — заявил член он.

По его словам, подход Минфина, когда средства изымаются из наиболее приоритетных отраслей, недопустим. Кроме того, в бюджете не предусмотрены инвестиционные вливания в экономику, а это делает невозможным экономический рост.

Довольно резко высказался эксперт и в отношении прогноза дефицита бюджета. «Ежегодно мы закладываем большой дефицит, а получаем профицит, либо 0», — напомнил Дискин. Он считает, что адекватным было бы решение установить уровень дефицита не более 1% ВВП, объявив годовой мораторий на «бюджетное правило».

Дискин поднял так же вопрос об эффективности бюджетных расходов: «Нам надо разобраться с госпрограммами. ФЦП — это черные дыры бюджета, часть из которых содержат в себе элементы лоббизма интересов конкретных лиц. Надо создать в ОП комиссию по анализу эффективности госпрограмм», — уверен эксперт.

Опасения, связанные с перераспределением некоторых расходов бюджета с федерального на региональный уровень, высказала член ОП Светлана Разворотнева. Она считает, что такой подход ухудшит состояние регионов, власти которых будут не в силах справляться со многими своими обязанностями. Кроме того, по ее мнению, в дотационных регионах отсутствуют стимулы для реализации возможностей экономического роста, что, в свою очередь, формирует иждивенческие настроения.

Член ОП Елена Тополева говорила о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов. Для этого, по ее словам, следует стимулировать министерства правильно расставлять приоритеты при распределении бюджетных средств. Кроме того, она обратила внимание, что в проекте бюджета не учтена такая важная статья, как развитие дошкольных учреждений. «Это не позволяет обеспечить доступ к дошкольному образованию, что напрямую влияет на демографическую ситуацию в стране», — заявила Тополева.

О необходимости изменения подхода к формированию бюджета говорил и член ОП Валерий Фадеев. По его словам, сейчас у нас в стране сложилась идеальная (по многим показателям) макроэкономическая ситуация, но, в то же время, экономический рост ничтожно мал.

Эксперт считает, что необходимо прекратить масштабное аккумулирование средств в Резервном фонде и сдерживание госинвестиций в экономику. Наоборот, следует изыскать в бюджете как можно больше денег для инвестиций.

«Даже снижение издержек производства, о которых говорит Минфин, невозможно без масштабных инвестиций», — уверен Фадеев. Он также добавил, что лимит внутреннего долга в бюджете слишком низкий. «С таким подходом нам никогда не совершить экономический прорыв», — заявил эксперт.

В заключение, Валерий Фадеев сообщил, что обсуждение проекта бюджета продолжится в ближайшее время во всех комиссиях ОП. «После этого, мы составим общее заключение и направим его в Правительство и Государственную Думу», — заявил он.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Видео

Эксперт ОП: Нужен мягкий бюджетный маневр

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться