05 сентября, 2013
RSSПечать
Под «колпаком» потребителей

5 сентября в Архангельске прошло совещание по общественному контролю в жилищно-коммунальной сфере. Место проведения было выбрано неслучайно: архангельские общественники активно следят за тем, чтобы коммунальщики и управляющие компании работали качественно. В регионе постоянно проводятся выездные проверки.
«Мы имеем хороший опыт, наша „Народная инспекция“ проверенной площадкой взаимодействия власти и общества. Хотелось бы найти и новые инструменты, новые формы такой работы. Без общественного контроля в сфере ЖКХ нам не обойтись. Этот путь востребован и становится одной из федеральных стратегий», — отметил губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
Глава Комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева напомнила о том, что в 2013 году появилась единая система развития общественного контроля.
«Государство всячески пытается контролировать ЖКХ, расширяя полномочия жилищных инспекций, но без активного участия собственников, общественных организаций эти вещи сложно претворить в жизнь. Отдельно взятому человеку трудно противостоять команде юристов, которые работают на управляющие компании. Напомню, что в мае прошлого года президент подписал указ о создании сети общественных организаций по контролю за ЖКХ. Общественная палата проводила мониторинг работы организаций, работающих в сфере жилищного просвещения, консультаций. На базе этих структур можно создать общероссийскую систему», — заявила представитель ОП.
Она подробно рассказала о том, что представляют собой региональные центры общественного контроля.
«По сути, это ресурсный центр, вокруг которого объединяются общественные организации, ассоциации ТСЖ, общество защиты прав потребителей, саморегулируемые организации. Речь идет также о развитии сети общественных приемных для разъяснения прав граждан. Я призываю региональные центры к ведению серьезной просветительской работы. К концу года они должны выйти на принятие программ жилпросвещения. Речь идет об обучении, в том числе школьников, пенсионеров. Вообще лучших контроллеров, чем пенсионеры нам не найти. У них достаточно свободного времени, они активны. При этом хочу заметить, что общественность должна подключаться не тогда, когда в дело вступает прокуратура, а до момента проверки. Контроль нужен будет и после с тем, чтобы отследить, как выполняются договоренности между государством и управляющими компаниями», — сообщила Разворотнева.
Она также рассказала о мониторинге сайтов энергетических комиссий субъектов РФ. Работа была проведена экспертами ОП. Они выявили закрытость, отсутствие информации о тарифах на многих сайтах. По словам Разворотневой, «основной задачей теперь стало повышение прозрачности данных».
Исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис рассказал об изменениях в законодательстве. Они коснутся и управляющие компании и потребителей.
«Набор законодательных изменений радикально увеличивает ответственность потребителя за несвоевременную оплату. Для государства это было непростым решение, но статистика говорит сама за себя: услуги ЖКХ добровольно оплачивает не больше 60%, все остальные платит по решению судебных приказов. Если потребитель требует качество, то должна быть и своевременная оплата. Кроме того, судебные приставы в случае полугодовой задолженности могут накладывать арест на имущество, пока гражданин не оплатит счета. С другой стороны, серьезно вырос штраф для управляющих компаний за оказание некачественных услуг. Другая мера: в случае неправильного выставления счета его исполнитель оплатит потребителю штрафную санкцию. Ошибки в квитанциях, которые вызывают бурю негатива, всячески будут минимизированы. Еще одна мера: введение стандартов для компаний. Если она нарушила требования законодательства, будет лишена права на ведение деятельности в течение 3 лет, а руководитель попадет в федеральный „черный“ список, что означает запрет на профессию в течение какого-то периода», — сообщил эксперт.
Глава управления по связям с общественностью Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Колесников считает, что общественный контроль не должен подменять собой правоохранительные органы.
«Цель контроллеров — наладить диалог между властью и обществом. Фонд содействия реформированию ЖКХ направляет в регионы огромные средства на проведение капитального ремонта домов. Исполнение программ должно контролировать не только государство, но и общественные организации», — резюмировал Колесников.
Состояние жилищного фонда находится в тяжелейшем состоянии, — констатировала представитель Счетной палаты РФ Нина Ефимова.
«В 2012 году 119 млн квадратных метров имели степень износа свыше 66%, то есть требовался капитальный ремонт. Финансирование программ капитального ремонта возросло многократно, но ситуация не меняется так быстро, как хотелось бы населению. Связано это с тем, что ремонт проводят не комплексно, а точечно. Где-то починили крышу, где-то восстановили сети. Эти вещи нужно делать одновременно», — считает она.
В ходе рабочей поездки Светлана Разворотнева также провела круглый стол «Направления и формы общественного контроля в сфере ЖКХ». Участники обсудили взаимодействие органов государственного и муниципального контроля и общественности, информационные технологии, судебную защиту потребителей в сфере ЖКХ.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям