RSS Eng

05 марта, 2013

RSS

Печать

Когда родители — государство и общество

Когда родители — государство и общество

В Общественной палате 5 марта прошло первое заседание Межкомиссионной рабочей группы по общественному контролю за реализацией семейной политики. Вновь созданная структура займется контролем исполнения принятых государством решений в области семьи и детства, анализом позитивных региональных практик в данной сфере, а также разработкой новых механизмов поддержки института семьи.

Впрочем, свое первое заседание члены рабочей группы посвятили проблемам тех детей, у которых по разным причинам семьи нет. Речь шла о правовой защите детей-сирот, в том числе при их усыновлении, установлении опеки и попечительства.

«В области государственной семейной политики в отношении детей-сирот сегодня как никогда много наработок и предложений, — заявила член Общественной палаты Ольга Костина. — У нас есть хороший региональный опыт. А вот в скорости и качестве реализации предложений практически нет никакой положительной динамики».

Ольга Костина напомнила собравшимся, что государство предпринимает колоссальные усилия для того, чтобы изменить ситуацию. В частности, подписан перечень первоочередных мер в рамках Национальной стратегии в интересах детства: это и создание Алиментного фонда (предложенного, кстати, в свое время членами Общественной палаты), и улучшение материального помощи различным категориям семей, и реабилитация и медобслуживание детей с инвалидностью, и многое другое. На региональном уровне также ведется активная работа. Например, в Правительстве Москвы создается межведомственная рабочая группа по разработке регламента по сопровождению несовершеннолетних пострадавших от преступлений.

В свою очередь, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека озабочен положением детей в детских учреждениях закрытого типа, а так же проблемой постинтернатного сопровождения. Об этом заявил в ОП председатель Совета Михаил Федотов, который от имени СПЧ выразил готовность участвовать в деятельности вновь созданной рабочей группы.

Участники заседания также обсудили законопроект об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который был принят недавно Госдумой в первом чтении. Законопроект предусматривает создание федеральной общественной наблюдательной комиссии, а так же соответствующих региональных комиссий, члены которых будут изучать личные дела детей-сирот и инспектировать условия их пребывания в интернатных учреждениях.

Между тем, заместитель Председателя Следственного комитета РФ Александр Федоров считает, что предмет общественного контроля в данном законопроекте определен неконкретно и могут возникнуть злоупотребления.

«Право члена комиссии запрашивать у администрации личные дела и данные детей-сирот, снимать с документов копии не соответствует федеральному закону о защите персональных данных, — заявил Александр Федоров. — Использование персональных данных требует жесткой регламентации». По его мнению, члены наблюдательных комиссий должны пройти психолого-педагогическую подготовку перед допуском к общению с детьми, в противном случае, вероятен риск нанесения психологических травм.

Также Федоров предложил расширить перечень субъектов, совершение преступлений которых в отношении несовершеннолетнего, рассматривается, как отягчающее обстоятельство. К их числу можно отнести близкого и иного родственника, супруга или сожителя родителя, лицо, на которое возложено опекунство.

Кроме того, в Следственном комитете РФ считают возможным дополнить статью 316 Уголовного кодекса РФ положениями, устанавливающими уголовную ответственность за укрывательство преступлений против несовершеннолетних средней тяжести и тяжких и ужесточающими наказание за укрывательство особо тяжких преступлений.

Другая важная проблема — обеспечение выпускников интернатных учреждений жильем. По данным начальника отдела организации исполнения судебных решений, актов уполномоченных органов и взаимодействия с высшими судебными инстанциями Федеральной службы судебных приставов России Олеси Брыксиной, в 2012 году было вынесено 21362 судебных решения с требованием к властям обеспечить сирот жилой площадью.

Впрочем, с 2013 года изменился и порядок обеспечения жильем выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «ФССП уже дала поручения своим региональным управлениям дать разъяснения как органам власти, которые будут формировать специализированные жилищные фонды, так и судам, которые должны понимать, что решение может быть выполнено», — отметила Брыксина.

В свою очередь, директор общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» Алексей Головань считает, что российские органы власти действуют нескоординировано и разнонаправлено. С одной стороны приемным родителям предлагается давать по 100 тысяч рублей, в качестве единовременной помощи, с другой стороны принимается закон об образовании, в соответствие с которым, сироты лишаются преимущественного права внеконкурсного зачисления в вузы.

Подводя итог дискуссии, председатель межкомиссионной рабочей группы Ольга Костина попросила участников «круглого стола» составить письменные предложения, которые будут использованы в дальнейшей работе экспертов.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Материалы
  • «О ситуации в связи с правонарушениями в отношении детей-сирот, в том числе при их усыновлении» (Галина Семья) (Скачать — 643 кБ)

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться