10 декабря, 2012
RSSПечать
Как сделать систему открытой?

7 декабря на базе Современной гуманитарной академии состоялась Всероссийская видеоконференция с членами региональных общественных наблюдательных комиссий (ОНК) и представителями правоохранительных органов.
Конференцию приурочили к Дню защиты прав человека (10 декабря): говорили о проблемах обеспечения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания.
В начале видеоконференции ректор СГА Валерий Тараканов и член Общественной палаты, председатель Совета ОНК Мария Каннабих подписали договор о сотрудничестве. Правозащитница подчеркнула, что речь идет о новом витке в развитии образования в местах лишения свободы. Она подчеркнула, что заключенные проявляют очень серьезный интерес к возможности получения образования.
Мария Каннабих проинформировала, что к концу 2012 года в России создано 80 ОНК.
«ОНК снимают напряженность среди лиц, которые находятся во временной изоляции от общества за счет дополнительного общения с ними, настраивают персонал учреждений на устранение обнаруженных членами ОНК нарушений в области прав человека», — заявляет Каннабих.
Говоря о прошедшей забастовке осужденных в Копейске, заместитель начальника управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Валерий Базунов отметил, что Копейск «был обречен» на бунт.
«В марте Уполномоченный по правам человека посетил эту колонию, и уже тогда поступило множество сообщений о том, что в колонии налажена система поборов», — рассказал Базунов. Чиновник заявил, что из этого случая необходимо извлечь определенные уроки, чтобы этот инцидент не стал началом волны протестов среди осужденных других колоний.
Общественная палата в настоящее время продолжает контролировать расследование событий в копейской колонии.
Председатель ОНК Приморского края Владимир Найдин поднял вопрос о добровольном социальном страховании заключенных, которое могло бы стать «одним из факторов, обеспечивающим права тюремного населения на личную безопасность». Найдин сообщил, что в отдельных регионах России уже внедряется подобная система страхования, однако в предлагаемом перечне страховых случаев существует только две позиции: смерть или инвалидность первой группы. «Мы считаем, что этот перечень должен быть расширен, и только тогда он будет играть значимую роль в предотвращении фактов жестокого обращения к заключенным», — заключил Найдин.
Во время конференеции звучали предложения и от представителей ОНК из других регионов.
Так, председатель ОНК по Красноярскому краю Александр Косов предложил внести ряд поправок в ФЗ № 76 — например, разрешить правозащитникам беседовать с обвиняемым в СИЗО в условиях, когда сотрудник ФСИН видит подозреваемого, но не может слышать его.
Помимо этого Косов отметил, что «отсутствие свиданий со священнослужителями отдельно от свиданий с родственниками ставит обвиняемого в положение выбора между встречей с близкими людьми и участием в обрядах, что сталкивает различные личностные потребности и ценности, повышая состояние стресса».
Представитель ОНК Вологодской области Виктор Вавилов обратил внимание на судьбу заключенных после выхода из тюрьмы и предложил интенсивнее создавать региональные центры реабилитации осужденных, чтобы «получать в итоге после освобождения осужденных не обозленные личности с деформированным сознанием, а людей, утвердившихся в жизни, нужных как для себя самих, своих родных и близких, так и всему обществу и государству».
В свою очередь замдиректора ФСИН России Анатолий Рудый который посетил конференцию, отметил, что ему бы не хотелось, чтобы общественные наблюдательные комиссии противопоставлялись уголовно-исполнительной системе. По его словам в помощи, подчас, нуждаются и сами сотрудники ФСИН.
«Многие сотрудники находятся в состоянии глубокой депрессии и даже в предсуицидальном настроении.
«Когда гражданское общество перестанет отделять заключенных от тех, кто их охраняет, уголовно-исполнительная система начнет заметно улучшаться», — заключил замдиректора ФСИН Анатолий Рудый.