27 ноября, 2012
RSSПечать
20 лет спустя

В скором времени Россия должна ратифицировать Конвенцию ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо конвенция) и присоединиться к Конвенции ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Оба документа дают гражданам право на полную информативность и возможность экологического контроля. На протяжении почти 20 лет ратификация данных конвенций затягивалась.
«Ситуация затягивания с ратификацией этих документов странна. Полагаю, что данная ситуация выгодна определенным бизнес-кругам и политическим силам, аффилированным с этими структурами. Им не нужно, чтобы общественность получила рычаги влияния на принятие решений в области защиты окружающей среды. Тем не менее, мы вышли на финишную прямую, поскольку есть поручение президента о прохождении всех необходимых процедур по ратификации Конвенции Эспо и присоединении к Орхусской конвенции. В ближайшее время данные документы в России начнут работать», — считает член ОПРФ Сергей Симак.
Так, к примеру, в рамках Орхусской конвенции принят протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ). Эксперт Общественной палаты Ольга Разбаш подчеркнула, что «протокол РВПЗ влияет на бизнес, Подвигает быть его более открытым и дает большие возможности для КСО».
Орхусская конвенция предусматривает право человека на получение информации о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами, о таких факторах как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды.
«Здесь крайне важна норма о рассекречивании подобной информации, если это требует общественность. Государство должно содействовать в доступе к информации. Отказ в предоставлении сведений должен содержать мотивировку способ и порядок обжалования», — подчеркивает Разбаш.
Представитель «WWF Россия» Екатерина Хмелева считает, что сегодня общественное участие в разработке и обсуждении законопроектов формальна.
Любой гражданин через Интернет может принять участие в обсуждении нормативных актов. Но на деле все обсуждение сводится к представлению предложений к документу, вывешенному в Сети. В Орхусской конвенции же есть порядок учета мнения общественности. А у нас системы принятия или непринятия предложений общественности отсутствует«, — заявила она.
Вице-президент Ассоциации заслуженных врачей России Александр Лебедев озвучил европейские исследования по ГМО. Граждане ЕС очень щепетильны в вопросах качества продовольствия, его безопасности. Результаты опросов свидетельствуют, что применительно к использованию биотехнологий в продовольственном секторе большинство респондентов высказываются негативно.
«Практически все европейцы высказывают желание регулярно получать информацию о всех формах генных модификаций продуктов, а также свое желание к участию в выработке мер регулирования в сфере распространения ГМО», — сообщил эксперт.
Согласно официальным данным в РФ создана система государственного регулирования использования биотехнологической продукции. Кроме этого, ведется работа по совершенствованию законодательной, нормативной и методической базы для медико-биологической оценки безопасности и контроля за оборотом пищевой продукции из ГМО.
По итогам конференции участники подготовят рекомендации по усовершенствованию законодательства в области доступа к экологической информации, к процедурам общественного участия и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.