20 октября, 2012
RSSПечать
Кто нарушил закон в Бурятии?

После того, как представители эвенкийской общины «Дылача» из Бурятии обратились в Общественную палату с жалобами на то, что представители местных силовых структур оказывают на них давление, в Улан-Удэ для оперативной проверки информации выехали члены ОП Павел Суляндзига, Максим Мищенко и профильные эксперты.
Утром 18 октября делегация Общественной палаты наблюдала за тем, как представители МВД изымали из хранилища общины «Дылача» нефрит (следствие подозревает эвенкийских бизнесменов в нарушении границ участка добычи и хищении нескольких десятков тонн камня).Александр Харанутов, один из руководителей общины, сразу обратил внимание экспертов на то, что груз не маркируется и не взвешивается полицейскими.
«Это значит, что не может быть точной официальной информации о том, сколько камня вывезено из нашего хранилища», — заявляет Харанутов. По его оценке, у «Дылачи» изъяли более, чем одну тысячу тонн нефрита, что во много раз превышает объем предположительно похищенного.
«При этом полицейские изымают и тот нефрит, который принадлежит не нам, а оставлен собственниками на хранение», — добавляет Харанутов.
У лидера общины эвенков также есть сведения о том, что камень хранится на складах недавно созданной «Русской нефритовой компании». Данную информацию в общении с журналистами подтвердили представители МВД, сославшись на «отсутствие необходимых помещений» (Подробнее>>).
Поведение сотрудников полиции, работавших на складе «Дылача», вызвало у представителей ОП некоторое недоумение. Силовики, вооруженные автоматами, пытались воспрепятствовать фото и видеосъемке процедуры выемки. Только после коротких переговоров, инициированных членом ОП Павлом Суляндзигой, журналистов прекратили выталкивать за забор предприятия.
Примечательно, что «приказ» о запрете на съемку отдал не следователь, работавший на складе, а некто без форменной одежды или знаков отличия. Данный гражданин, по какой-то причине имевший власть над силовиками, отказался назвать свое имя и быстро прекратил общение с представителями ОП.
«В настоящее время по всем действиям правоохранительных органов, которые требуют надлежащей оценки, составлены жалобы в Генеральную прокуратуру и центральный аппарат МВД», — сообщает член ОП РФ Павел Суляндзига.
Он объяснил журналистам, что конфликт вокруг нефритового бизнеса общины «Дылача» периодически разгорается с середины 90-х годов, просто «именно в этом году силовики перешли к решительным действиям». «Я не исключаю того, что какие-то нарушения (прим. со стороны „Дылача“) могли быть, — заявил член Палаты. Но их уже проверяли не раз и если бы нашли что-то противозаконное, какие-то серьезные преступления, то давно бы посадили». По личной оценке члена ОП речь идет об «устрашающей силовой акции».
В пятницу 19 октября представители эвенкийских общин из Красноярского, Приморского, Хабаровского края и других российских регионов, обеспокоенные ситуацией с «Дылача», провели митинг напротив бурятского правительства.
Буквально через несколько часов Павел Суляндзига встретился с вице-премьером республики Петром Носковым и рассказал ему о данных мониторинга ОП. От общения с пресс-службой ОПРФ г-н Носков отказался. В аппарате правительства поясняют, что не находят причин для вмешательства в ситуацию, так как речь идет не о политике, а о «сугубо правовых вопросах» и «судебном разбирательстве».
Представители МВД и Прокуратуры Бурятии выразили готовность к диалогу с делегацией Общественной палаты, однако, вплоть до отъезда правозащитников переносили встречу (в итоге общение с ними не состоялось).
Тем временем, в пятницу глава МВД Владимир Колокольцев взял ситуацию с делом общины «Дылача» на контроль. СМИ сообщают, что соответствующее распоряжение поступило из администрации Президента.
По итогам работы в Бурятии Павел Суляндзига собирается инициировать в ОП слушания, посвященные проблеме общины «Дылача». «Было бы правильно пригласить на них не только руководство «Дылачи» и правозащитников, но и представителей правоохранительных органов федерального уровня», — поясняет он.
Член ОП Максим Мищенко, в свою очередь, высказал достаточно сдержанную оценку ситуации с «Дылача». «Во всех допущенных нарушениях и взаимных претензиях бизнесменов и государства предстоит разбираться по закону», — подчеркнул он.
По его мнению, в будущем также следует поднять вопрос об эффективности федеральной политики в сфере добычи и реализации нефрита.
«В Китае нефрит ценится дороже золота. Мне непонятно почему мы продаем его по $10-15 за кг», — написал Мищенко в своем микроблоге.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям