RSS Eng

25 сентября, 2012

RSS

Печать

Россия без детских домов

Россия без детских домов

24 сентября в Общественной палате РФ по инициативе Фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» совместно с Комиссией по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан состоялся круглый стол «Защита права ребенка жить в семье. Реформа системы интернатного размещения».

Сегодня в России насчитывается больше 1000 детдомов, 227 домов ребенка 83 интерната. Начиная с 2006 количество сиротских учреждений уменьшилось на 24% (с 1770 заведений в 2006 до 1344 в 2011 году). Тем не менее, эксперты, представители гражданского общества неоднократно поднимали тему реформирования интернатной системы.

К примеру, в странах Запада понятие «детский дом» отсутствует, поскольку дети находятся на проживание в семьях. Вообще система коллективного интернатного воспитания детей в мире подверглась серьезной реформе еще в 60-годах прошлого века. Люди увидели негативные последствия для развития и становления личности ребенка в условиях детдома. Тогда же началась активная деинституционализация этой системы Обсуждалась она и в России в начале 90-х. Несмотря на частичное сокращение заведений, интернатная система, по-прежнему, действует.

Председатель Комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева заявила о том, что некоторые люди считают интернатную систему эффективной и поэтому всячески препятствуют реформам.

«Каждый раз, когда мы начинаем говорить с разными действующими лицами на тему реформирования интернатной системы, необходимости размещения детей в семьях, то сталкиваемся с непониманием, казалось бы азбучных истин. Противодействие происходит очень сильное. Мне не раз приходилось слышать о том, что в советское время государство с большим трудом построило систему детдомов и интернатов, чтобы не было беспризорников, а теперь мы, якобы, разом хотим все это сломать. Такие доводы приходиться слышать довольно часто. Между тем, есть успешные примеры деинституционализации интернатов», — заявила она.

Общественная палата, по словам Тополевой, договорилась с Министерством труда и социального развития по трем важным позициям.

«Первая, до 30 сентября мы должны внести правки в закон „О социальном обслуживании“, который касается социального сопровождения, вторая, до конца 2012 года будет разработана концепция социального сопровождения, которая будет включать в себе деинституционализацию интернатов (мы подготовим методические рекомендации). Также мы должны совместно разработать модельные законы для регионов и нормативно-правовую базу, которая позволит все это реализовать. Третье, мы будем реализовывать пилотные программы по соцсопровождению в 5-6 регионах, и апробировать положения концепции», — заявила она.

Член ОП РФ Борис Альтшулер привел в пример Смоленскую область, где в 2005 году был принят закон о патронате.

«После этого возникла правовая возможность передавать детей в семьи. Речь идет почти обо всех смоленских сиротах (включая ребят из коррекционных школ-интернатов). Система сопровождения была отлажена идеально. Как только речь заходит о внедрении этого механизма на территории всей страны, то начинается мощнейшее противодействие со стороны заинтересованных сил. Эти группировки влияния я называю «РосСиротПром». К примеру, патронат у нас уничтожен, как система. То есть, как форма он официально существует, но патронатные службы не действуют. Интернаты — это основа «РосСиротПрома», — заявил Альтшулер.

Альтшулер представил ряд предложений по реформированию интернатной системы.

«Первое, нужно, чтобы помимо опеки и попечительства был профессиональный труд надомного воспитателя. Если ребенок теряет родителей (и не назначены опекуны), то его помещают в приют, где он оказывается в детском коллективе. На Западе ребенка направляют в семью. Нормы, которые будут регулировать деятельность надомного воспитателя, надо ввести в Трудовой и Семейный кодекс. Второе, есть СанПины 2000 года для интернатов. Там есть отдельный пункт для детских домов семейного типа. Надо внести эти нормы, чтобы все сиротские организации были созданы по семейному типу. В Словакии, к примеру, за 2 года реформировали интернатную систему. Третье, общественный контроль. Внешний контроль просто необходим», — считает член ОП РФ.

Что касается профилактики социального сиротства, то, по мнению Альтшулера, надо отличать крайние случаи (когда органы опеки просто вынуждены забрать ребенка из семьи, когда родители пьют, не следят за ним, избивают, пытают голодом и т.д.) от ранних случаев, когда профилактика необходима. «Мне кажется вообще всю социальную систему нужно повернуть в сторону ранней профилактики», — подытожил Борис Альтшулер.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Борис Альтшулер, Елена Тополева-Солдунова, семья и дети

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться