14 сентября, 2012
RSSПечать
Законы, необходимые НКО

14 сентября в Общественной палате состоялась конференция «Правовая поддержка гражданского общества и благотворительности: законодательство и правоприменительная практика». Представители власти, некоммерческого сектора и юристы обсудили итоги развития некоммерческого законодательства в России.
Первый заместитель секретаря ОПРФ Михаил Островский отметил, что «законодательство о некоммерческих организациях в нашей стране и правоприменительная практика имеют очень короткую историю. Она насчитывает всего два десятка лет».
«И история эта не самая простая: законы порой мешают и противоречат друг другу. К сожалению, это большая проблема для некоммерческого сектора, который пока еще не очень твердо стоит на ногах. Особенно это касается вопросов, связанных с благотворительностью и меценатством. Общественная палата вместе с экспертным сообществом старается уделять внимание вопросам законодательного обеспечения — ведь от этого зависит практически все. Мы подготовили огромный объем поправок в Гражданский кодекс — практически, переписали его. И хотя мы не имеем права законодательной инициативы, тем не менее, работаем над проектами новых законов, которые передаем депутатам и правительству. Совсем недавно мы были свидетелями того, как в условиях чрезвычайной ситуации (лесных пожаров, наводнения) общество активизируется и начинает обгонять в своих действиях не только государство, но и некоммерческие организации. Мы должны быть к этому готовы», — заявил он.
Член ОПРФ Дарья Милославская считает основными периодами становления и развития некоммерческого законодательства: 1995 год и период с 2006 по 2012 г.
«Однако ситуация изменилась, потому что в июле был принят закон об иностранных агентах, мягко говоря, не совсем укладывающийся в систему координат некоммерческого сектора», — заявила Милославская.
По словами заместителя директора Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Ильи Чукалина, «объем государственной поддержки социально-ориентированных НКО, на первый взгляд, постоянно увеличивается».
«В 2012 году объем субсидий для НКО из федерального бюджета достиг 2 млрд, — рассказал Илья Чукалин. — Но надо понимать, что среди получателей этих денег, в первую очередь, общероссийские объединения инвалидов, творческие союзы, объединения, работающие в сфере социальной поддержки граждан и здравоохранения. Все они получают средства напрямую от отраслевых министерств, минуя конкурсный отбор. Средств выделяется все больше, но реально субсидии из года в год достаются одним и тем же организациям. Реального, серьезного увеличения поддержки региональных НКО не происходит. В этом году из более чем 2 млрд рублей по конкурсам было распределено всего 93 млн. МЭР, со своей стороны, считает, что эта адресная практика должна быть полностью заменена конкурсной».
В числе планов министерства по поддержке НКО Чукалин упомянул подготовленные МЭР поправки о налоговых льготах для компаний, жертвующих на благотворительность — сейчас они проходят процедуру согласования. Рассказал он и о планах министерства по имущественной поддержке НКО — в частности, возможности получить помещение по льготным ставкам или безвозмездно (проект соответствующего постановления «Об имущественной поддержке социально-ориентированных НКО» недавно появился на сайте МЭР). А также призвал некоммерческие организации активнее заявлять о своих проблемах: «Хотелось бы иметь обратную связь — чиновники не должны решать за сектор, что ему нужно».
Обратная связь последовала немедленно: вице-президент Общественного совета Москвы Нодар Хананашвили рассказал о своих ощущениях от конкурсов на государственные гранты.
«Как получатель грантов могу сказать: от меня требуют детальной, скрупулезной отчетности по букве израсходованных средств. Но всем абсолютно наплевать на дух и содержание тех мероприятий, которые проводятся. Между тем, при таком подходе многие мероприятия проводятся бесцельно, бессмысленно и безрезультатно. Необходимы не только конкурсы на деньги для НКО, но и создание независимой системы оценки того, что выполняется на эти средства», — заявил Хананашвили.
В рамках конференции состоялись также секции по направлениям: налогообложение, целевой капитал, развитие волонтерства, государственный контроль за НКО. Законодательство о целевых капиталах в России сравнительно молодо — ему в этом году исполняется 5 лет. Однако за эти годы был разработан ряд поправок, часть из которых была принята законодателями, а часть отклонена.
Член ОП РФ Лариса Зелькова напомнила, что первые целевые капиталы появились в России примерно через год после принятия закона.
«Понятно, что ни один документ не может предусмотреть всех тонкостей того, что пока не существует. Нашей государственной машине понадобилось некоторое время, чтобы начать адекватно оценивать процесс. Пока трудно оценить, насколько плох или хорош закон. Есть два важных момента, которые хорошо было бы внести в него в виде поправок: это налоговые льготы для компаний, жертвующих в фонды целевого капитала, а также возможность для благотворительных фондов передавать средства в эндаументы. Напомню, что недавно государство задалось целью создать два очень крупных фонда целевого капитала — „Сколково“ и Общественного телевидения. Опыт одновременно и отрицательный, и положительный. Отрицательный — потому, что было принято эксклюзивное законодательство. Но есть и позитивная сторона: когда власти предпринимают усилия по созданию большого фонда целевого капитала, то самой идее эндаумента делается сногсшибательная реклама. Мы несколько лет пытались объяснить населению, что такое эндаумент, а тут все сделали за нас», — заявила Зелькова.
«В законе о целевом капитале предусмотрена обязанность передавать средства управляющей компании. Но к появлению этого сегмента инвесторов не полностью была адаптирована законодательная база по доверительному управлению. В Законе о целевом капитале целая глава закона посвящена доверительному управлению. Например, там указано, что УК может в состав активов фонда целевого капитала приобретать ценные бумаги иностранных эмитентов, а на практике оказывается, что УК этого сделать не может, т.к. регулятором на законодательном уровне по-прежнему не предусмотрена такая возможность для фондов целевого капитала. Есть еще ряд вопросов законодательного порядка, которые назрели и ждут своего решения. Это позволило бы развиваться рынку целевого капитала более эффективно», — заявила директор инвестиционного департамента ЗАО «Газпромбанк — Управление активами» Людмила Пантелеева на заседании секции «Целевые капиталы: точки роста».
В последние годы в налоговое законодательство были внесены изменения, позитивно сказавшиеся на деятельности НКО: расширение перечня доходов, получаемых физическими лицами от некоммерческих организаций, освобожденных от налогообложения НДФЛ и прочее. Тем не менее, остается нерешенным вопрос о предоставлении льгот налогоплательщикам жертвователям, перечислившим пожертвования некоммерческим организациям на содержание и ведение уставной деятельности.
Финансовый директор Европейского университета в Санкт-Петербурге Светлана Лаврова коснулась проблемы компенсации расходов преподавателей и студентов летних учебных школ.
«Речь идет о компенсации расходов слушателей и преподавателей летних школ, а также участии в конференциях. На данный момент нам приходится подписывать договор поручения или возмездный договор. Но когда речь заходит, к примеру, о возмещении расходов иностранным преподавателям, то возникает множество трудностей. Во всех странах Запада приняты льготы для академической сферы: освобождение от НДФЛ, социальных платежей любых компенсаций студентам, аспирантам, преподавателям летних школ. Это компенсация проезда и проживания. Как правило, это основные статьи расходов для летних школ», — заявила Лаврова.
«Проблема реализации смс-благотворительности обсуждалась в секторе неоднократно. Здесь все очень сложно. К сожалению, законодательство о регулировании сотовой связи не предусматривает такую норму. В итоге, после уплаты многочисленных налогов сотовые операторы из чистой прибыли могут перечислить в благотворительную организацию лишь небольшую долю. По сути, в благотворительную организацию попадает 1/3 от стоимости смски. По сути, операторы должны стать минибанками. И тогда пожертвование через смс станет возможным», — заявил член некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» Дмитрий Шейко.
На секции «Государственный контроль за деятельностью НКО» участники сформулировали примерный перечень госорганов, наделенных полномочиями по проведению проверок деятельности некоммерческих организаций в наиболее актуальных сферах их деятельности. Одной из тем дискуссии стало усиление контрольно-надзорных функций Минюста в связи принятием закона об иностранных агентах.
Секция «Волонтерство в контексте развития гражданского общества» будет посвящена вопросам правового регулирования добровольчества в современных условиях развития российского законодательства о гражданском обществе в целом и о некоммерческих организациях, в частности. Будут представлены различные точки зрения на необходимость создания отдельного закона о волонтерстве или внесения точечных поправок в действующие законы.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям