4 сентября в Общественной палате прошли слушания по теме: «Новая модель экономического роста и задачи гражданского общества».
В мероприятии принял участие замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач, который в своем докладе рассказал о том, что происходит с российской экономикой и как внедряется новая модель экономического роста. В частности, Андрей Клепач отметил, что нефтедоллар, который был одним из основных факторов российского чуда, к 2020 году такую роль играть уже не сможет. «Мы должны понимать, что экономический рост, который опирается на добычу нефти и газа, прекратится, учитывая прогнозы по экспорту, и, следовательно, мы должны искать другие драйверы для экономики. Даже при оптимистичных прогнозах рост экспорта энергоносителей будет 1-2% в год. Это означает, что должны возникнуть новые источники роста», — констатировал замминистра.
Такими источниками, согласно «оптимистичному сценарию» министерства, способны стать инновационные сектора — наука и образование. «К 2020 году, за счёт опережающего роста, сектор новой экономики (образование и наука) будет вкладывать в ВВП страны 16-17% — практически столько же, сколько и нефтегазовый комплекс, а в дальнейшем и превысит этот вклад», — заявил Андрей Клепач.
Второй опорой, по мнению министерства, может стать средний класс, который сейчас составляет 22-24%. «В рамках инновационного поворота экономики мы можем поднять эту долю до 37-40%. Причем, если сейчас средний класс сформирован из работников нефтегазового и финансового комплекса, в дальнейшем мы планируем, что формировать средний класс будут секторы социальных услуг и развития человеческого капитала», — говорится в докладе Андрея Клепача.
Для реализации инновационного сценария развития, считает замминистра, должно существенно измениться поведение российского бизнеса. «В первую очередь, мы должны прекратить экспортировать капитал. Пока мы ещё никогда не жили в условиях отрицательного сальдо по текущим операциям, но фактически мы выйдем на отрицательное сальдо, и нам нужен приток капитала. В оптимистичном варианте мы будем балансировать около нуля. И даже для того, чтобы балансировать около нуля, нужно в разы увеличить экспорт разработок из России».
В заключение выступления, Андрей Клепач подчеркнул, что основные риски для экономики нашей страны связаны с внутренними проблемами. «Необходимо эффективно реагировать на вызовы мировой экономики и решать те внутренние проблемы, которые накопились».
Комментируя доклад замминистра, член ОП
Валерий Фадеев отметил, что в настоящий момент ясно выраженной альтернативной модели экономического развития у страны нет и сейчас идёт поиск такой модели развития. «Прошедшие слушания для нас, прежде всего, важны своей откровенностью, и Андрей Клепач, как очень квалифицированный экономист, показал, что в Минэкономразвития есть очень глубокое понимание трудностей нынешней ситуации. Прозвучала мысль, что страна уже 3 года находится в состоянии вялотекущей депрессии: год кризиса, спад, потом очень быстрый отскок. И все разговоры о росте 3,5% или 3,7% — это грани депрессии уже внутри самой депрессии. Рост должен быть гораздо большим», — считает Валерий Фадеев.
Член ОП
Иосиф Дискин согласен с тем, что старая модель экономического роста, где нефте- и газопроводы обеспечивали экономическое чудо, исчерпана. «Действительно, нужно искать новую модель, строить новую экономику, основанную на развитии инновации в науке, здравоохранении, машиностроении и т.д. Но для этого власти необходим „опережающий кредит доверия“, в первую очередь, со стороны субъектов этой новой экономики — учителей, врачей, инженеров и т.п. Именно поэтому мы и ставим вопрос об участии гражданского общества в новой модели экономики, которая не может больше основываться только на мнении высоколобых экспертов, а требует более широкой общественной поддержки», — считает Иосиф Дискин.
Он также добавил, что прошедший круглый стол был только первой частью больших слушаний по бюджету, которые планируются в Общественной палате. «Задача перехода на новую модель экономического роста находится в противоречии с представлениями Минфина, который слишком жёстко ставит задачу финансовой стабилизации. В ходе нашего круглого стола, мы подняли вопрос, который нас до крайности беспокоит и который нам предстоит дальше обсуждать и решать: существующий подход к формированию бюджета приведет к замораживанию зарплат в бюджетном секторе, а это означает невыполнение обязательств, провозглашенных в предвыборной программе президента. И если мы не сбалансируем бюджетную сферу, то получим в итоге не опережающий кредит, а просто обвал доверия во всех группах», — предупреждает Иосиф Дискин.