29 августа в Общественной палате прошли слушания, посвящённые роли пригородных поездов в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Участие в слушаниях приняли руководители ОАО «РЖД» и пригородных пассажирских компаний (ППК), представители Совета Федерации и Государственной Думы РФ, федерального правительства и субъектов Российской Федерации, деятели науки и представители общественности.
С 2011 года в России сложилась принципиально новая система пригородного железнодорожного транспорта, в которой перевозки осуществляют пригородные пассажирские компании, а заказчиками этой услуги и регуляторами тарифов выступают субъекты Федерации. К 2012 году завершился процесс создания ППК в количестве 26 единиц. Эти компании предоставляют регионам расчёты экономически обоснованного уровня тарифов, на основе которых субъекты РФ принимают решение о стоимости проезда и возмещении из регионального бюджета убытков пригородных перевозчиков при недоиндексации тарифов. Сейчас только 22 субъекта РФ компенсируют выпадающие доходы ППК в полном объёме, 39 регионов — в размере менее 50%, а бюджетами 5-ти субъектов РФ (Приморский край, Владимирская, Ленинградская, Тверская и Вологодская области) компенсации убытков ППК вообще не предусмотрены. В результате, величина накопленных непокрытых убытков ряда пригородных компаний даёт основания объявить их банкротами. РЖД уже объявило о намерении сократить в связи с этим несколько десятков маршрутов пригородных поездов в регионах. Регионы, в свою очередь, обвиняют РЖД в непрозрачности тарифов и непредоставлении внятных расчётов убытков, которые они должны компенсировать из местных бюджетов.
Попытке найти выход из создавшейся ситуации были посвящены слушания в Общественной палате, на которых прозвучала точка зрения РЖД, представителей ППК, профильных министерств и ведомств. По словам члена ОП
Владимира Белозерова, корень проблемы в том, что бизнес и власть не могут договориться. Владимир Белозеров напомнил, что три года назад именно Общественной палатой был поднят вопрос о федеральном субсидировании отрасли, пока она не встанет на ноги, и сейчас субсидии составляют 25 млрд. рублей в год. «Федеральные субсидии будут сокращаться, отрасль должна будет развиваться самостоятельно с помощью региональных бюджетов. Надо выстраивать алгоритмы функционирования пригородного железнодорожного транспорта в новых экономических реалиях», — считает член ОП. Необходимо сформировать благоприятную экономическую среду для пригородных компаний, налоговые льготы для ППК, в частности, льготы по НДС. «Сегодня нет жёсткой правовой базы, которая бы регулировала региональное финансирование пригорода и Общественная палата готова подключиться к процессу ее разработки», — отметил Владимир Белозеров.
По итогам слушаний был выработан ряд рекомендаций по обеспечению доступности и безубыточности услуг пригородного железнодорожного транспорта. Резолюция слушаний будет направлена в Минтранс, Минфин, Минэкономразвития, а также в ФСТ, Госдуму и Совет Федераций.