Что изменится для людей с ограниченными возможностями здоровья с принятием законопроекта «Об образовании» обсудили 26 июня на слушаниях в Общественной палате РФ. Новый закон должен способствовать доступности образования для этой категории людей, однако существенных улучшений документ не сулит, отдельные его положения вызывают опасения у представителей организаций, которые работают с детьми, имеющими инвалидность.
Прежде всего, как считают эксперты, законодатели должны поработать с понятийным аппаратом и изменить формулировку «люди с ограниченными возможностями здоровья» на «люди с особенными потребностями в образовании». «Надо разъяснить, что это за ребенок, без четкого понимания не будет найдено способов его обучения», — отметила заместитель председателя Комиссии по вопросам образования
Любовь Духанина.
Она подчеркнула, что принятия специального закона об инклюзивном образовании в Москве не принесло ощутимых результатов. Объяснить это, по мнению, Л. Духаниной просто: подготовка педагогов должна быть принципиально иной, поскольку учитель в рамках одного урока должен ориентироваться на разные группы детей. Готовят дефектологов, а не педагогов, задача которых — прописать специальный образовательный маршрут для ребенка с особенной потребностью в образовании — сетуют эксперты.
«Президент подписал Конвенцию о правах инвалидов, однако автоматически чудес не произойдет, если не использовать это как рычаг для изменения законодательства об образовании для инвалидов», — заявил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Смолин.
Из первоочередных мер, которые должны найти отражение в законодательстве, депутат предлагает закрепить за родителями право выбора типа образовательного учреждения для ребенка, пересмотреть подход к оценке знаний людей с ограниченными возможностями здоровья, не равнять их с другими детьми, сохранить норму, согласно которой за ребенком закреплено право выбора итоговой аттестации знаний — ЕГЭ или привычные экзамены, сохранить льготы для людей с инвалидностью при поступлении в профессиональные учебные заведения, увеличить социальные стипендии в полтора раза, а также увеличить количество времени на федеральных каналах для освещению жизни и проблем инвалидов до 10 процентов от всего эфирного времени.
Кроме того, как считает Смолин, ранняя коррекционная помощь детям в дошкольном возрасте поможет им избежать изоляции от социума и получать в дальнейшем образование в инклюзивной школе, а не закрытом интернате. Актуальной, по мнению депутата, является проблема доступной среды. «Пока среди вузов 5 процентов имеют полностью готовую среду, 20 процентов — частично. Часто речь идет о инвалидах колясочниках, что касается людей с ограничениями по зрению — цифры ниже», — заметил Олег Смолин.
В законопроекте есть норма, которая сводит на нет выравнивание в правах детей, живущих в семьях и интернатах, — считает гендиректор благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская. По ее словам, формулировка, которая сегодня присутствует в законопроекте, позволяет организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в не образовательных организациях.
«Так мы запрем детей в учреждениях и дадим им право на закрытость, — отметила Островская. — Право на обучение должно быть закреплено исключительно за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, где педагоги не оторваны от образовательной среды и педсообщества». Эта норма, считает эксперт, откатывает назад все старания социализации детей и в законе ее быть не должно.
Чего еще не должно быть в законе, а что необходимо прописать члены ОП предложили сформулировать экспертам и через ОП передать в Думу.
«Сегодня образованию людей с ограниченными возможностями здоровья полноценно посвящена одна статья в законе, очень лаконичная. Чтобы в полной мере были реализованы права людей, этого недостаточно», — считает председатель Комиссии ОП по социальной политике
Елена Тополева. Она предложила направить все замечания к законопроекту об образовании в Палату, послед чего будет подготовлен документ — рекомендации для законодателей по изменению проекта закона. Е.Тополева также подчеркнула, что есть положительный опыт в этой сфере стран-соседей — Белоруссии и Казахстана. «Этот опыт также нужно учесть при подготовке нормативно-правовой базы», — резюмировала Тополева.