Для достойной жизни гражданам России, проживающим в семьях, нужно два месячных прожиточных минимума. Таково мнение экспертов Института экономики РАН, разработавших стандарт экономической устойчивости семей с детьми. 8 июня проект такого стандарта обсуждали на слушаниях Комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан.
Председатель Комиссии
Елена Тополева, открывая слушания, напомнила об идее Минфина изменить подход к расчету уровня бедности, взяв за основу не отдельного человека, а семью. По ее словам, логика мышления чиновников вполне разумна, но только при условии, если будет существенно увеличен стандарт потребления на каждого члена семьи.
«Наш официальный прожиточный минимум — это не черта, за которой заканчивается достойная жизнь — это глубокая, крайняя бедность», — считает член Общественной палаты
Борис Альтшулер. Он добавил, что в России сложилась парадоксальная ситуация, когда МРОТ оказался ниже мизерного прожиточного минимума.
Когда в семье появляется ребенок, душевой доход членов семьи снижается на 30 процентов, двое детей — на 60 процентов, трое — на 75 процентов. Говорить о повышении рождаемости при таком раскладе просто абсурдно. «А ведь нынешнее малочисленное поколение должно и работать интенсивно, чтобы создавать инновационную экономику, и рожать, чтобы преодолеть последствия демографической ямы. Как это совместить?», — задался вопросом председатель комитета по социальной политике общественной организации «Деловая Россия» Сергей Рыбальченко.
Совместить можно только при одном условии — если рождение детей перестанет ставить семьи на грань нищеты и не будет заставлять женщин сидеть дома из-за нехватки дошкольных учреждений. Тех мер стимулирования рождаемости, которые сегодня предпринимает российское правительство — пособия, дотации, разовые выплаты, — недостаточно. По опыту других стран уже известно, что эффект от них длится несколько лет. Потом рост рождаемости вновь замедляется, и требуются более сильные стимулы.
Поэтому эксперты предлагают перейти от «подачек» к самообеспечению семьи. Для начала — принять за основу стандарт экономической устойчивости семей с детьми. По словам одного из авторов этой идеи, профессора Людмилы Ржаницыной из Института экономики РАН, стандарт — это ориентир, показывающий, сколько должны зарабатывать родители, чтобы семья с детьми жила на уровне достатка.
«Конечно, покупка квартиры и автомобиля в этот стандарт не входят. Но при этом родители будут тратить весь доход не только на питание, но и покупать детям развивающие игры, вывозить их на отдых, отдавать в платные кружки», — поясняет Людмила Ржаницына.
В результате расчетов стандарт экономической устойчивости (СЭУ) получился в два раза выше прожиточного минимума. По словам профессора Ржаницыной, «прожиточный минимум обеспечивает физическое выживание, а стандарт — достойный уровень жизни». Если ПМ составляет сегодня 6157 рублей на человека, то СЭУ — 13 240, причем как на взрослого, так и на ребенка. То есть доход семьи из двоих взрослых и двоих детей должен быть не менее 52 955 рублей.
Но это в среднем по России. В зависимости от цен и условий жизни в конкретном регионе он может существенно отличаться. Так, в Ненецком автономном округе СЭУ составляет 25 912 рублей, в Москве — 20 334 рубля, в Санкт-Петербурге — 13 256 рублей, а в Тамбовской области — 9 578 рублей.
Главным и единственным источником этих доходов должна стать зарплата трудоспособных членов семьи. По глубокому убеждению Людмилы Ржаницыной, сведения о современном уровне зарплат в стране слишком оптимистичны: «Мы проводили исследование по Москве и когда убрали из статистики небольшое количество высокооплачиваемых топ-менеджеров, выяснилось, что средняя зарплата в столице — 17 тысяч рублей».
Сегодня в России минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума. Конечно, было бы наивно полагать, что государство как по мановению волшебной палочки повысит зарплату бюджетникам, а от частных предпринимателей потребует немедленного соответствия выплат сотрудникам стандарту экономической устойчивости. По словам профессора Ржаницыной, на первом этапе внедрения стандарта необходимо перераспределение доходов — богатые должны будут поделиться. Кстати, Сергей Рыбальченко заметил, что правильную идею о налоге на роскошь, который как раз должен был пойти на социальные программы, сегодня всячески пытаются «замылить».
Следующий шаг — создание высокооплачиваемых рабочих мест, модернизация производства, поскольку, как говорит Людмила Ржаницына, «дешевая рабочая сила — это смерть технического прогресса». Действительно, зачем внедрять новую технику и перестраивать производство, если можно извлекать прибыль, экономя на оплате труда? Но к чему тогда вести речь о переходе на инновационную экономику?
«Нельзя создать инновационную экономику без стимула к труду. Главная идея перехода на стандарт экономической устойчивости такова: люди, вы должны интенсивно работать, чтобы хорошо зарабатывать и хорошо жить», — считает Людмила Ржаницына.
В этом случае гражданам не придется выстраиваться в очередь за «подачками» от государства в виде социальных пособий, которых никогда не будет достаточно, потому что власть физически не в состоянии обеспечивать всех. Пособия от государства, конечно же, останутся, но их будут получать семьи с особыми потребностями — безработные, имеющие детей-инвалидов.