Документ подготовлен рабочей группой Общественной палаты по содействию реформам правосудия, в которую входят эксперты Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и ведущими специалистами в области уголовного права (
подробнее>>). Эксперты рабочей группы Общественной палаты по содействию реформам правосудия также разработали проект
Доктрины уголовного права.
«Ситуация в стране с правопорядком и судебной системой беспокоит всех без исключения», — отмечает одна из главных инициаторов создания документа, заместитель председателя Комиссии ОП по проблемам безопасности граждан
Ольга Костина.
Общественница подчеркнула, что «отсутствие внятной политики в данной сфере очень опасно». «Уже сейчас в обществе есть немало граждан, которые считают околокриминальный стиль поведения не только приемлемым, но и наиболее разумным», — отмечает она.
«Наша Концепция уголовно-правовой политики — попытка сделать первый шаг на пути выработки единой идеологии», — сообщила Костина. По ее словам, документ в настоящее время выносится на общественное обсуждение и в будущем может претерпевать изменения.
Член ОП
Мария Каннабих, со своей стороны отметила, что к сильным сторонам Концепции относится работа научных специалистов. «Общественники и профильные эксперты-практики, конечно же, знают о положении дел, но любая концепция требует анализа, подбора статистических данных и знания глубинных закономерностей», — сообщила она.
Пояснительная записка к тексту Концепции:
Уголовно-правовая политика Российской Федерации реализуется в условиях, когда в целом: консолидировано правовое пространство страны; определены параметры соответствия российской правовой системы общепризнанным принципам и нормам международного права; воплощаются идеи и принципы судебной реформы; решены первоочередные задачи в области формирования современной нормативной основы защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств; возрождается система профилактики правонарушений; созданы предпосылки для обеспечения системы защиты и поддержки потерпевших от преступлений.
Вместе с тем, значимыми факторами, снижающими эффективность уголовно-правовой политики на современном этапе развития российского государства, являются:
— неполное соответствие российского уголовного законодательства и практики его применения конституционным и международно-правовым стандартам безопасности и прав человека;
— одновременная пробельность и избыточность криминализации деяний, отсутствие четких критериев разграничения преступлений и иных правонарушений, внутриотраслевые и межотраслевые коллизии уголовного законодательства;
— неполнота и противоречивость системы установленных законом уголовно-правовых последствий совершения общественно опасных деяний, ее несоответствие цели обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств;
— несогласованность положений уголовного законодательства о неотвратимости и целесообразности уголовной ответственности;
— нерешенность вопроса об уголовно-правовом статусе потерпевшего от преступления;
— социальная и криминологическая необоснованность некоторых нормативных предписаний Уголовного кодекса Российской Федерации;
— недостаточность научного сопровождения законотворческого и правоприменительного процесса.
Для устранения этих, а также некоторых иных факторов низкой эффективности уголовно-правовой политики требуется разработка, принятие и последовательная реализация
Концепции уголовно-правовой политики.