RSS Eng

21 мая, 2012

RSS

Печать

Есть одно НО

Есть одно НО

21 мая проректор НИУ «Высшая школа экономики» Лев Якобсон и директор Института управления государственными ресурсами ВШЭ Борис Рудник представили концепцию законопроекта «О некоммерческом обществе». Документ предполагает целый ряд фундаментальных изменений в секторе: статус некоммерческого общества обяжет НКО следовать социальным задачам, перенять часть социальных функций государства себе, вести более прозрачную деятельность. Концепция предполагает ряд изменений в предпринимательской деятельности НКО, в руководящих органах и прочее.

Глава Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева подчеркнула, что «законодательство в сфере НКО должно не просто устранять какие-либо несправедливости, а выступать стимулом к развитию всей отрасли».

«В качестве примера можно привести закон „О социально ориентированных НКО“ и программу поддержки СО НКО. Эти меры, хоть и являются позитивными, но они не применяются дифференцировано в отношении тех или иных организаций. В странах Запада иначе функционируют такие законы: они предполагают получение некоммерческими организациями специальных преимуществ. Речь идет, главным образом, о налоговых преференциях. Такая система подвигает НКО к раскрытию информации о себе, прозрачности, подотчетности, демократическому управлению. У нас пока такого нет, да и специальных налоговых льгот для НКО тоже не предусмотрено. Также не предусмотрен специальный статус для таких НКО, который обязывал бы их к более строгому соблюдению норм прозрачности. Разработчики законопроекта предполагают выделить все это в отдельную организационно-правовую форму — некоммерческое общество», — отметила Тополева.

Проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон считает, что «важно дать выбор некоммерческому сектору: соответствовать статусу некоммерческого общества (то есть приведение к целому перечню требований к деятельности) и получать налоговые льготы или не называться НО, при этом перестав просить льготы».

«Цель принятия федерального закона „О некоммерческом обществе“ соответствие деятельности НКО заявленной им миссии. Это широкий перечень, куда входят и социально значимые цели. В числе возможных учредителей могут состоять и граждане, и юридические лица. Чтобы можно было понять, действует ли организация реально, а не формально, важно ее создание на основе членства. Почему сейчас возникла потребность в этом законе? НКО сегодня выходят из подполья. Раньше они работали с тем, кого знали, и круг был достаточно узок, и саморегулирование отрасли не имело смысла. Сегодня в этом есть смысл, поскольку в обществе появился запрос: есть люди, готовые жертвовать деньги и время на некоммерческую деятельность, но встает вопрос доверия», — заявил Якобсон.

Председатель Комиссии по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации Иосиф Дискин отметил, что «для реализации больших модернизационных проектов нужны мощные стимулы, преодолевающие инертность существующей системы».

«Важно понять, кому мы хотим предложить эти стимулы: существующим НКО? Я не думаю, что нам удастся убедить финансовые власти, поскольку все помнят дискуссии о социальных тарифах. Тогда было сказано, что как только у нас появятся льготы, сразу же возникнет НКО „Газпром“. В вопросе обсуждения концепции законопроекта „О некоммерческом обществе“ крайне важен анализ правоприменительной практики с учетом социально-экономических реалий», — считает Дискин.

Член Общественной палаты Дарья Милославская не согласилась позицией представителей ВШЭ.

«Меня беспокоит тот момент, что с принятием этого законопроекта мы разделим общество на те организации, которым доверяют и тем, которым априори не доверяют. То есть сразу возникает смысл отменить все некоммерческое законодательство, оставив один закон о некоммерческом обществе, и пусть тот, кто хочет — регистрируется как НО и начинает все с нуля. И потому я не являюсь апологетом идеи создания некоммерческого общества», — заявила Милославская.

«Что касается развитости или неразвитости законодательства в сфере НКО, то все основные нормы прописаны в законах: следовать заявленной миссии — это ключевая задача, — заявил заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Илья Чукалин. — Основным моментом при каждой проверке Минюста: соответствие деятельности НКО, заявленной в уставе. Авторы концепции говорят о том, что нынешний закон НКО не соблюдают и необходимо принять новый закон. Мы опять идем по пути формализма, и фактически через государство заставляем НКО ориентироваться на граждан».

В заключение Иосиф Дискин предложил авторам концепции тезисно определить формулу размена для предложенного статуса.

«Пока непонятно, чего хотят разработчики концепции. Правовая форма- это уже следующий шаг. Сформулировав формулу, мы сможем перейти к следующему этапу: определить тех, кто поддерживает данную идею и тех, кто нет. И уже тогда можно детально обсуждать концепцию с представителями профессионального сообщества», — заявил Дискин.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться