15 мая, 2012
RSSПечать
Сидельцы и тюремщики пока не исправились

14 мая в Общественной палате вместе с чиновниками обсуждали текущую реформу уголовно-исполнительной системы.
Ведущий заседания председатель Комиссии ОП по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолий Кучерена сразу настроил участников дискуссии на комплексное обсуждение. По словам известного адвоката, «сейчас важно все» от разработки планов по строительству новых тюрем и материально технического обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний вплоть до социологических и психологических исследований, посвященных проблемам заключенных и сотрудников системы.
Одной из первых выступила член ОП, лидер общественной организации «Совет ОНК» Мария Каннабих. Она сформулировала основные проблемы, с которыми сталкиваются заключенные: жестокое обращение со стороны администрации, тяжелые бытовые условия, недостаточное развитие института условно-досрочного освобождения (УДО).
Каннабих также заметила, что в зонах часто не хватает работы и многие из «сидельцев» бездельничают вместо того, чтобы накапливать средства для компенсации нанесенного ими вреда. «В колониях, где содержатся свыше 1600 человек, может работать всего около сотни», — рассказала правозащитница.
Член ОП подчеркнула, что к началу 2012 года уже в 79 регионах России были созданы общественные наблюдательные комиссии (ОНК) за местами принудительного содержания граждан. В своей повседневной работе общественники, по словам Каннабих, «стараются изо всех сил». «Хотя, конечно, положение заключенных остается крайне тяжелым», — заключила она.
Лидер организации «За права человека» Лев Пономарев в развитие темы заявил о том, что в России существуют «десятки концлагерей», в которых работают «реальные садисты».
К слову, на заседание в ОП РФ пришли родственники погибшего при загадочных обстоятельствах Артема Сотникова (Саратовская область, ИК-3) и недавно освободившийся тяжело больной Руслан Арцханов (Тверская область СИЗО-1, ИК-7). У правозащитников и представителей ОП есть веские основания подозревать, что в обоих случаях непоправимый ущерб здоровью граждан был нанесен при участии сотрудников исправительной системы. Однако следствие, по мнению потерпевших, не торопится с выводами. Анатолий Кучерена пообещал взять расследование данных дел на контроль ОП РФ.
Отдельным пунктом критики правозащитников стала Концепция реформы уголовно-исполнительной системы. О том, что документ изначально не учитывал мнения профильных экспертов, заявила член Комитета Совета Европы по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания Наталья Хуторская, глава фонда «Нет алкоголизму и наркомании!» Олег Зыков и многие другие участники заседания.
Говорили также о необходимости принятия закона о ресоциализации заключенных (аналитики указывают на неукоснительный рост рецидивной преступности) и необходимости ужесточения требований к квалификации сотрудников ФСИН. Среди работников системы есть множество плохо юридически подкованных.
«Люди в системе ФСИН часто не понимают, что такое „права человека“, — сетовала глава Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева. — Им кажется, что, мол, если все мы люди, то и так понятно о чем идет речь. Но это не так, этому обязательно надо обучать».
Выслушав мнение общественности, заместитель директора ФСИН России Владислав Цатуров пообещал, что «конструктивные предложения будут рассмотрены».
В этом же ключе, выступил другой замдиректора ФСИН России Алексей Величко: «Система должна быть абсолютно прозрачной и открытой».
При этом г-н Величко намекнул на то, что законодательных инициатив от ФСИН России ждать бессмысленно («ФСИН не занимается законотворческой деятельностью, мы — исполнительный орган»), согласился с тем, что санитарные правила (об этом говорил кто-то из участников) в колониях повсеместно должны быть одинаковыми и заверил, что пытки в местах лишения свободы «это скотство».
От имени организаторов дискуссии Анатолий Кучерена поблагодарил руководителей ведомства за посещение Общественной палаты. При этом адвокат посетовал, что никто из представителей Общественного Совета при ФСИН России не приехал.
Видео
Сидельцы и тюремщики пока не исправились
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям