24 апреля, 2012
RSSПечать
С таким законом в космос не улететь

24 апреля Общественная палата РФ направила результаты общественной экспертизы проекта федерального закона № 31990-6 «О государственном оборонном заказе» председателю Государственной Думы РФ Сергею Нарышкину и председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентине Матвиенко.
По мнению ОП, законопроект «не в полной мере решает проблему создания целостной, логически завершенной системы государственного оборонного заказа и не сможет обеспечить кардинального улучшения функционирования всех ее элементов в интересах повышения эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, а также повышение инновационности и конкурентоспособности оборонного сектора экономики».
Как считают общественники, это обусловлено отсутствием системной увязки законопроекта с концепцией федеральной контрактной системы и однозначного определения сферы его применения, ни как составной части системы государственных закупок, ни как самостоятельного закона, устанавливающего правоотношения на специфическом рынке вооружений и военной техники в условиях отсутствия конкуренции. Есть претензии к понятийному аппарату законопроекта, который, как считают в ОП, не содержит исчерпывающего перечня определений, устанавливающих сферу, процессы, объекты и субъекты правоотношений.
«Законопроект не ограничивает коррупцию в сфере гособоронзаказа и не улучшает ситуацию с закупками в оборонной сфере, поскольку не регламентированы особенности заключения и исполнения государственных контрактов и механизмы ценообразования на продукцию военного назначения, — заявил председатель Комиссии ОП по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александр Каньшин. — Более того, в законопроекте не предусмотрено приоритетное право исполнения заказа национальными компаниями, что крайне опасно и может привести к весьма тяжелым последствиям».
Александр Каньшин подчеркнул, что в законопроекте не прописан механизм общественного контроля как за процессом закупки, так и за конечным продуктом, «что абсолютно не согласуется с целями и задачами государственной политики в области стратегического развития ОПК».
«Это значит, что военные закупки останутся сферой применения коррупционных схем, бесконтрольных и бесполезных затрат», — отметил Каньшин.
Члены ОП считают, что большей детализации требуют нормы, устанавливающие права и ответственность заказчика в лице государства и исполнителей. «В законопроекте нормативно не определены инструменты сбалансированного распределения технических и финансовых рисков при исполнении заданий государственного оборонного заказа», — отмечено в экспертизе ОП.
Таким образом, как поясняют эксперты, участвующие в экспертизе, все риски ложатся на исполнителя, который с учетом специфики ОПК не всегда может заранее предусмотреть все условия. Если бы по сегодняшнему законодательству Королев создавал ракеты, мы бы в космос не полетели, — комментируют эксперты.
Члены Палаты также обратили внимание, что предлагаемые антимонопольные нормы в сфере государственного оборонного заказа не сбалансированы и предусматривают расширение полномочий ФАС в несвойственной сфере с сомнительной эффективностью.
Общественники опасаются, что с принятием документа возникнут риски размещения в открытых источниках данных, составляющих государственную тайну.
В Общественной палате считают, что принять законопроект возможно лишь после его существенной доработки с привлечением экспертного сообщества, руководителей предприятий ОПК.
- Материалы
-
-
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №31990-6 «О государственном оборонном заказе» (Скачать — 44.5 кБ)
-