29 марта, 2012
RSSПечать
Недетские проблемы детских театров

28 марта в Общественной палате прошли слушания, посвященные детским театрам и детским репертуарам в театрах России. Организатором мероприятия выступила Комиссия по культуре и сохранению историко-культурного наследия.
Участниками слушаний стали представители Министерства культуры РФ и Департамента культуры г. Москвы, руководители детских театров, деятели культуры и искусства, члены Общественной палаты.
Член Общественной палаты Сергей Абрамов призвал участников заседания рассказать о том, чем сейчас живут и как развиваются театры для детей, на каком языке они разговаривают со своей аудиторией, какие трудности испытывают и на какую поддержку рассчитывают.
Основополагающая проблема, по мнению художественного руководителя Российского молодежного театра Алексея Бородина — это отношение общества к деятельности детских театров как к чему-то несерьезному и незначимому. Молодые режиссеры, даже те, у кого есть успешный первый опыт постановок для детей, панически боятся получить ярлык «детского режиссера», тем самым поставив крест на своей дальнейшей карьере. То же самое происходит и с актерами, занятыми в детских спектаклях. «А ведь актер, играющий для детей, несет гораздо большую ответственность, чем играющий для взрослых», — уверен Алексей Бородин.
Еще одна базовая проблема, о которой говорили все участники заседания — отсутствие современных пьес для детей. Помимо классического репертуара, в театрах идут пьесы, написанные
Сетовали участники заседания и на отсутствие внимания к детским театрам со стороны критиков и журналистов. Рецензий на детские спектакли практически нет, а «заманить» журналистов можно только в случае участия в постановках «взрослых звезд».
Очень важным вопросом эксперты назвали подготовку юных зрителей к первой встрече с театром. Директор московской школы «Класс-центр», заслуженный учитель Сергей Казарновский считает, что театральную культуру необходимо прививать детям еще в доподростковом возрасте. И самое лучшее место для этого — родная школа. Не стоит тащить малышей в театр, пусть театр сам приходит к детям. Правда, не все школы располагают подходящими для такого эксперимента площадками. У самого Казарновского в школе — прекрасный театральный зал, оборудованию которого может позавидовать взрослый театр, но это — исключение.
«В Королевском Шекспировском театре есть специальный департамент, создающий спектакли для школ. А в Москве (что же говорить о других городах!) мы строим школы, где залы годятся разве что для проведения маленьких партсобраний: узкие, в три метра глубиной сцены, невозможно подвесить элементарное световое оборудование», — говорит Казарновский.
Но «ходить» столичные театры должны не только в школы. Поскольку в России всего лишь 63 ТЮЗа, то есть театры для детей есть не в каждом регионе, необходимо возрождать систему гастролей. А здесь не обойтись без поддержки государства.
Присутствовавшая на заседании начальник отдела театрального искусства Департамента современного искусства и международных связей Министерства культуры Софья Апфельбаум уверила, что ведомство готово оказать любую поддержку. «В концепции Министерства культуры по развитию театра появился отдельный раздел — театр для детей», — заявила она.
В завершение заседания, Сергей Абрамов заверил присутствующих, что ни одна из озвученных проблем не останется без внимания. «Общественная палата имеет возможность донести все пожелания и рекомендации до любого уровня власти».