RSS Eng

22 марта, 2012

RSS

Печать

Талантам надо помогать…

Талантам надо помогать…

Программа поддержки одаренных детей, подготовленная по заказу президентской комиссии, возглавляемой Аркадием Дворковичем, обсуждалась 21 марта на слушаниях в Общественной палате.

Разработчики программы уверяют, что новую концепцию развития талантов у школьников одобряет большинство регионов, и заверили, что обязательно будут использовать наработки авторов идеи Колмогоровского проекта, ставящего во главу угла развитие спецшкол. Тем не менее, многие участники слушаний заявляли о том, что проект Концепции делает ставку на усредненную школу.

На обсуждении в Общественной палате концепции Общенациональной системы выявления и развития молодых талантов один из ее авторов — член ОП Любовь Духанина заявила, что уже в пятницу, 23 марта, документ рассмотрят на заседании возглавляемой Дворковичем комиссии по совершенствованию ЕГЭ и развитию системы поддержки талантливых детей и молодежи, а 30 марта отнесут на подпись Дмитрию Медведеву.

«Некоторые критики обвиняют нас в спешке. Действительно, сроки сжатые, но есть определенные аппаратные правила, которые нам не подвластны. К тому же концепцию согласовали во всех регионах, принципиальных замечаний больше нет», — отметила Любовь Духанина.

Изначально в создании концепции приняли участие три рабочие группы. Первая занималась различными правовыми, организационными и финансовыми вопросами системы поддержки одаренных. Вторая занималась стратегией работы с одаренными детьми в общеобразовательных школах, третья — развитием спецшкол, гимназий, специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) при университетах. Как раз итогом ее работы во многом и стал Колмогоровский проект.

«Поэтому нельзя сказать, что в нашей концепции не предусмотрены спецшколы, как об этом заявляли наши критики. Напротив, мы прописали и необходимость повышенного норматива финансирования для таких особых школ, — объясняет Духанина. — Однако здесь есть много вопросов, которые нужно решать, чтобы сеть спецшкол и дальше продолжала успешно работать с одаренными. К примеру, в таких школах есть отбор детей, но он нормативно не закреплен в законодательстве, т.е. он фактически вне закона».

По словам члена ОП, следует использовать опыт лучших школ: у них есть свой уклад, свои наработки, слаженно работающие педагогические коллективы, «такие школы — это точки роста для нашего проекта».

В феврале член-корреспондент РАО Александр Абрамов, замдиректора по научной работе лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи и другие эксперты выступили с публичной критикой официальной концепции и заявили о том, что ее принятие может привести к развалу системы продвинутых школ. Руководитель Колмогоровского проекта — проректор МГУ академик Алексей Хохлов обратился к президенту Медведеву с просьбой приостановить принятие программы поддержки одаренных детей и учесть наработки альтернативной концепции.

Обращение академика повлияло на ситуацию — в начале марта было решено создать некий сводный вариант и уже его обсудить на слушаниях в ОП. Была принята резолюция, в которой снималось, например, одно из основных противоречий — о роли спецшкол в будущей госпрограмме.

«Талантливые дети не всегда могут развиваться в массовой школе, им нужна развивающая среда — коллектив таких же мотивированных детей и наставников, а также усиленная программа. В такой среде раскрывается талант учителя-наставника и формируется следующее поколение наставников. Есть учителя, успешно работающие с одаренными детьми и в обычных школах, их деятельность тоже создает развивающую среду», — говорится в резолюции.

По мнению авторов альтернативной концепции, спецшколам нужно сохранить и усилить повышенное бюджетное финансирование, которое «позволяет им иметь усиленную программу и дополнительные часы, деление на группы по профильным предметам, ассистентов, специализированные кабинеты и лаборатории». Кроме денег именитые педагоги требуют и академических свобод — они подчеркивают, что «работа с одаренными детьми требует большой гибкости, она плохо совместима с жестким планированием обучения, существующей системой отчетности».

«Эффективная работа с одаренными детьми требует высокой степени доверия к ее педагогам и организаторам — тем большего, чем выше ее результаты. В регламентации такой работы нужны не жесткие нормы, а рамочные правила, не формальная проверка чиновниками, а обсуждаемый публичный отчет», — считают авторы.

«На слушаниях была живая дискуссия и прозвучало много критичных слов в адрес разработчиков и комиссии Дворковича. Но текст изменился, многие наши замечания учли», — оптимистично подвел итог общественных слушаний Абрамов.

«Не менее важно поддержать, вдохнуть новую жизнь в систему дополнительного образования», — считает Любовь Духанина. К примеру, в концепции поддержки талантливых детей говорится, что следует приравнять педагогов допобразования к школьным учителям, довести их зарплаты до школьного уровня.

«У нас огромная страна, и следует развивать дистанционное образование, олимпиадное движение. Для развития одаренности нам нужны не только предметные олимпиады, но и метапредметные, а также конкурсы по конструированию и моделированию», — подчеркнула член ОП.

Смотрите видеозапись слушаний в раделе ОПРФ-ТВ.

Пресс-служба Общественной палаты с использованием материалов газеты «Московские новости»

Теги: Любовь Духанина, образование

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться