22 марта, 2012
RSSПечать
Талантам надо помогать…

Программа поддержки одаренных детей, подготовленная по заказу президентской комиссии, возглавляемой Аркадием Дворковичем, обсуждалась 21 марта на слушаниях в Общественной палате.
Разработчики программы уверяют, что новую концепцию развития талантов у школьников одобряет большинство регионов, и заверили, что обязательно будут использовать наработки авторов идеи Колмогоровского проекта, ставящего во главу угла развитие спецшкол. Тем не менее, многие участники слушаний заявляли о том, что проект Концепции делает ставку на усредненную школу.
На обсуждении в Общественной палате концепции Общенациональной системы выявления и развития молодых талантов один из ее авторов — член ОП Любовь Духанина заявила, что уже в пятницу, 23 марта, документ рассмотрят на заседании возглавляемой Дворковичем комиссии по совершенствованию ЕГЭ и развитию системы поддержки талантливых детей и молодежи, а 30 марта отнесут на подпись Дмитрию Медведеву.
«Некоторые критики обвиняют нас в спешке. Действительно, сроки сжатые, но есть определенные аппаратные правила, которые нам не подвластны. К тому же концепцию согласовали во всех регионах, принципиальных замечаний больше нет», — отметила Любовь Духанина.
Изначально в создании концепции приняли участие три рабочие группы. Первая занималась различными правовыми, организационными и финансовыми вопросами системы поддержки одаренных. Вторая занималась стратегией работы с одаренными детьми в общеобразовательных школах, третья — развитием спецшкол, гимназий, специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) при университетах. Как раз итогом ее работы во многом и стал Колмогоровский проект.
«Поэтому нельзя сказать, что в нашей концепции не предусмотрены спецшколы, как об этом заявляли наши критики. Напротив, мы прописали и необходимость повышенного норматива финансирования для таких особых школ, — объясняет Духанина. — Однако здесь есть много вопросов, которые нужно решать, чтобы сеть спецшкол и дальше продолжала успешно работать с одаренными. К примеру, в таких школах есть отбор детей, но он нормативно не закреплен в законодательстве, т.е. он фактически вне закона».
По словам члена ОП, следует использовать опыт лучших школ: у них есть свой уклад, свои наработки, слаженно работающие педагогические коллективы, «такие школы — это точки роста для нашего проекта».
В феврале член-корреспондент РАО Александр Абрамов, замдиректора по научной работе лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи и другие эксперты выступили с публичной критикой официальной концепции и заявили о том, что ее принятие может привести к развалу системы продвинутых школ. Руководитель Колмогоровского проекта — проректор МГУ академик Алексей Хохлов обратился к президенту Медведеву с просьбой приостановить принятие программы поддержки одаренных детей и учесть наработки альтернативной концепции.
Обращение академика повлияло на ситуацию — в начале марта было решено создать некий сводный вариант и уже его обсудить на слушаниях в ОП. Была принята резолюция, в которой снималось, например, одно из основных противоречий — о роли спецшкол в будущей госпрограмме.
«Талантливые дети не всегда могут развиваться в массовой школе, им нужна развивающая среда — коллектив таких же мотивированных детей и наставников, а также усиленная программа. В такой среде раскрывается талант учителя-наставника и формируется следующее поколение наставников. Есть учителя, успешно работающие с одаренными детьми и в обычных школах, их деятельность тоже создает развивающую среду», — говорится в резолюции.
По мнению авторов альтернативной концепции, спецшколам нужно сохранить и усилить повышенное бюджетное финансирование, которое «позволяет им иметь усиленную программу и дополнительные часы, деление на группы по профильным предметам, ассистентов, специализированные кабинеты и лаборатории». Кроме денег именитые педагоги требуют и академических свобод — они подчеркивают, что «работа с одаренными детьми требует большой гибкости, она плохо совместима с жестким планированием обучения, существующей системой отчетности».
«Эффективная работа с одаренными детьми требует высокой степени доверия к ее педагогам и организаторам — тем большего, чем выше ее результаты. В регламентации такой работы нужны не жесткие нормы, а рамочные правила, не формальная проверка чиновниками, а обсуждаемый публичный отчет», — считают авторы.
«На слушаниях была живая дискуссия и прозвучало много критичных слов в адрес разработчиков и комиссии Дворковича. Но текст изменился, многие наши замечания учли», — оптимистично подвел итог общественных слушаний Абрамов.
«Не менее важно поддержать, вдохнуть новую жизнь в систему дополнительного образования», — считает Любовь Духанина. К примеру, в концепции поддержки талантливых детей говорится, что следует приравнять педагогов допобразования к школьным учителям, довести их зарплаты до школьного уровня.
«У нас огромная страна, и следует развивать дистанционное образование, олимпиадное движение. Для развития одаренности нам нужны не только предметные олимпиады, но и метапредметные, а также конкурсы по конструированию и моделированию», — подчеркнула член ОП.
Смотрите видеозапись слушаний в раделе ОПРФ-ТВ.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям