16 марта, 2012
RSSПечать
Безопасность на рельсах

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему: «Об обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте». Организаторы — Комиссия ОП по экономическому развитию и предпринимательству совместно с Комитетом Госдумы по промышленности, Комитетом при Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России по железнодорожному машиностроению и Общественные советы при Министерстве промышленности и торговли РФ, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
Открывая заседание, первый вице-президент Союза машиностроителей России и первый заместитель председателя Комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев отметил необходимость серьезного вовлечения институтов гражданского общества в изменение психологии ответственности руководства исполнительной власти и крупных компаний за то, что происходит в стране.
Член Общественной палаты Андрей Зверев сообщил, что поводом для проведения мероприятия послужила сложившаяся критическая ситуация с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава. «В данном случае речь идет не только о причинении материального ущерба российским государственным и частным компаниям, но и о возможных человеческих жертвах», — подчеркнул Андрей Зверев.
Вице-президент ОАО «РЖД» Александр Тишанин, выступая на мероприятии, отметил, что участившиеся случаи крушений поездов и схода вагонов с рельсов происходят из-за повреждений подвижного состава, в частности, излома боковых рам вагонных тележек.
Пик таких повреждений пришелся на
В целях предупреждения аварий, ОАО «РЖД» принимает меры к своевременному выявлению дефектов литья. Одной из таких мер Александр Тишанин назвал материальную мотивацию сотрудников — премии за каждый выявленный дефект. В результате, только в прошлом году было выявлено более семи тысяч боковых рам тележек с трещинами и литейными дефектами. Каждый случай — это потенциальное крушение, которое удалось предотвратить.
Старший вице-президент ОАО «РЖД» и вице-президент Союза машиностроителей России Валентин Гапанович считает, что необходимо серьезно подумать о мерах к улучшению качество продукции, выпускаемой предприятиями для нужд железнодорожной отрасли.
По его словам, в первую очередь, необходимо внести изменение в Федеральный закон
Во-вторых, отметил Валентин Гапанович, необходимо повысить ответственность заводов-изготовителей за качество поставляемой ими продукции. Например, стоит закрепить на законодательном уровне норму об обязательной маркировке каждой единицы продукции. Знак качества подтверждал бы безопасность изделия и ответственность изготовителя за вред, причиненный в результате несоответствия продукции обязательным требованиям, возникшим по его вине.
Представители ОАО «РЖД» упомянули о косвенных убытках, которые компания несет в результате аварий на железной дороге. В ответ на это, Владимир Гутенев заметил, что, по его мнению, эти убытки ложатся на плечи налогоплательщиков. И на физических лиц через стоимость билетов, и на грузоотправителей и грузополучателей через те тарифы, которые сформированы сейчас.
«Тарифы эти достаточно высоки и негативно влияют на конкурентоспособность российских товаров. Мы неоднократно сталкиваемся с тем, что предприятия, расположенные на Дальнем Востоке, часто смотрят в сторону китайского рынка для покупки комплектующих в ущерб производствам, расположенным в европейской части России. При производстве конкурентоспособной техники чрезвычайно значима межпроизводственная кооперация», — заявил Гутенев.
Все участники обсуждения сошлись во мнении о необходимости повышения ответственности всех звеньев железнодорожной цепи: завод-изготовитель, собственник подвижного состава, вагонная ремонтная компания, перевозчик-владелец инфраструктуры, орган, допустивший к использованию продукцию, предназначенную для железнодорожной системы и подтвердивший сертификат соответствия. Эксперты также считают, что необходимо в обязательном порядке страховать ответственность всех участников перевозочного процесса.
Итогом круглого стола стало решение о разработке конкретных предложений по изменению Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О техническом регулировании», законопроекта «Об аккредитации» и постановления глав Правительств государств — членов Содружества по принятию единых технических регламентов СНГ.