RSS Eng

16 марта, 2012

RSS

Печать

Расскажите про закупки

Расскажите про закупки

Новый законопроект, регулирующий сферу госзакупок, обсуждался в Общественной палате РФ.

Открывая заседание, заместитель секретаря ОП Владислав Гриб отметил важность данного законопроекта как для социальной сферы, так и для бизнеса, а также его значение в борьбе с коррупцией. Затем он предоставил слово представителю основного разработчика законопроекта — заместителю министра экономического развития Михаилу Осеевскому, который для начала обобщил имеющийся опыт в сфере госзакупок.

По его словам, используя существующее законодательство, удалось создать единое правовое и информационное пространство, сформировалась система поставщиков, есть возможность получать открытую информацию, однако сегодняшняя модель уже не удовлетворяет требованиям, а 94-й федеральный закон регулирует слишком узкую область. «Но мы не пытаемся просто его заменить, мы делаем шаг вперед», — обратил внимание собравшихся замминистра.

Новый законопроект, как предполагается, будет регулировать весь цикл закупок — от блока планирования, который ныне не регулируется никаким законодательством, до блока контроля — насколько выполненные работы (приобретенные товары) соответствуют заявленным при планировании целям. Крупным заказчикам предлагается создать у себя спецподразделения по закупкам, в которые войдут управляющие контрактами, а также будет возможность привлечь независимых экспертов.

Осеевский отдельно остановился на проблеме управления рисками — в части ценовой политики и демпинга необходим будет целый перечень документов и законов, чтобы пресечь возможные махинации, а также в части возможностей заказчика в короткие сроки обратиться к надзорным органам, если подрядчик оказывается недобросовестным. Среди новелл законопроекта Осеевский назвал общественный контроль: возможность любому гражданину, организации или СМИ отслеживать закупки на всем протяжении процесса, видеть, что делает государство, и поднимать вопрос, если будут замечены нарушения.

«Мы получили много интересных идей от проекта „Роспил“, и очень многие из них учли при разработке законопроекта», — отметил заместитель министра.

По его предположениям, законопроект будет внесен в Правительство уже в апреле. «Основная дискуссия идет у нас с Федеральной антимонопольной службой, — признал Осеевский, — однако большинство вопросов мы уже урегулировали, хотя некоторые концептуальные расхождения все еще сохраняются».

Аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов считает нужным не тянуть: «Есть риск дошлифовать законопроект до того, что его будет бессмысленно принимать», — считает он. По его словам, Счетная палата полагает концептуально вариант МЭР вполне приемлемым и готовым для внесения на рассмотрение Госдумы. Пискунов также считает, что его нужно синхронизировать с внесением законопроекта о государственном оборонном заказе и ФКС.

Заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко в своем выступлении говорил о необходимости отказаться от так называемых «конкурсов второй руки», кроме того, предложил вводить меры по антидемпингу, если предложенная цена падает более чем на 25%. По его мнению, крайне важно усилить значение критерия «квалификация» и оценки качества результатов работы.

Юрий Росляк, представлявший Комитет по экономической политике Совета Федерации, обратил внимание на то, что 90% закупок — ежегодно повторяющиеся, цикличные. Учитывая этот факт, по его мнению, система должна быть выстроена по трем уровням — федеральный, региональный и муниципальный, при этом правила должны быть сквозными и система должна стать единообразной. Росляк также предложил ввести единую систему кодификации товаров и услуг, существующих в сфере госзакупок, привязанную к кодам бюджетной классификации, чтобы избежать мошенничеств с новоизобретенными наименованиями.

Депутут Госдумы Анатолий Выборный, представляющий Комитет по безопасности и противодействию коррупции, еще раз напомнил, что новый законопроект должен быть свободен от коррупционных факторов, а также высказал мнение о необходимости общественного контроля и системного аудита в этой сфере.

Заместитель руководителя Федерального казначейства Станислав Прокофьев поделился статистикой сайта zakupki.gov.ru. По его словам, каждую секунду на сайт поступает 2,5 тысячи обращений, причем примерно треть — из-за рубежа. Каждый день на этой площадке заключается примерно 12 тысяч контрактов, рассказал Прокофьев.

По его словам, с 1 июля 2012 года вступает в силу федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с ним госкорпорации и акционерные общества с госучастием должны будут работать по соответствующим стандартам «опубличивания» информации по размещению госзаказов уже от своего имени, а не от имени Российской Федерации. Появится еще целый сегмент элементов общероссийского официального сайта. Таким образом, общий объем государственных и муниципальных заказов сравняется с общим объемом федерального бюджета. «Наши идеи заключаются в том, что необходимо создать единую информационную платформу, пояснил чиновник. — Это нужно для определения начальной цены контракта, ибо это сегодня один из важнейших коррупциогенных факторов в госзаказе».

Важно, чтобы система вела поиск «аномальных» контрактов, считает Прокофьев, таких, как заказы о покупке золотых унитазов, предметов роскоши для госструктур. «Мы с помощью экспресс-анализа провели небольшое аналитическое исследование, и результаты нас изумили. Одно из учреждений ФСИН разместило заказ на сумму в несколько сот тысяч рублей. Предметом заказа стали несколько сортов пива. На не хватило фантазии сопоставить данный заказ с деятельностью ФСИН», — сообщил представитель Федерального казначейства.

Заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Василий Горбунов выступил с критикой законопроекта, предложенного МЭР: «ФАС считает, что конкуренция в сфере госзакупок потеряна полностью», — заявил он. Со своей стороны эксперты ФАС подготовили собственный вариант законопроекта. По их мнению, данный закон должен иметь прямое действие, все шаги заказчика должны быть четко прописаны и жестко зарегламентированы, поскольку в конкурсных процедурах есть много коррупциогенных моментов, а система аукциона, по мнению разработчиков ФАС, прозрачнее и эффективнее, так как обойти электронный аукцион очень сложно. По словам Горбунова, сейчас создана колоссальная система контроля на базе ФАС, которая охватывает всю страну. 99% решений в сфере госзакупок принятых ФАС, остается в силе и только 1% оспаривается в суде, сообщил чиновник.

Член Общественной палаты Ирина Котелевская в свою очередь отметила, что предприниматели—поставщики также заинтересованы в сохранении структуры и атмосферы системы госзаказа, потому что «страшно поменять эти процедуры в один день, не зная на что опереться». По мнению Котелевской, новому закону не хватает очень многого, хотя в обществе есть понимание того, что надо двигаться вперед.

Отвечая представителю ФАС, заместитель главы Минэкономразвития Михаил Осеевский пояснил, что правительство установит перечень товаров и услуг, которые могут закупаться исключительно на электронных аукционах, но это не означает, что система нивелируется или исчезнет в пространстве.

«Здесь есть один принципиальный момент, в котором мы расходимся с нашими критиками, — заявил Осеевский. — Государство исходит из принципа добросовестности заказчика. Именно государственные органы должны обеспечить реализацию тех задач, которые ставятся в закупочных программах. Когда говорят, что подрядчика можно выбрать автоматически, то потом спросить с заказчика за то, что школа не построена к 1 сентября, невозможно. Он скажет, что такого недобросовестного поставщика выбрал компьютер. Это очень тонкий момент. Электронный аукцион — очень хороший вариант в плане модернизации системы госзакупок, но мы его должны оптимизировать с учетом того огромного опыта, который был накоплен за эти годы».

Представитель ОПОРы России Дина Крылова считает, что очень важно рассмотреть вопрос о субъективности фактора выбора исполнителя. В электронном аукционе, по ее мнению, субъективный выбор исполнителя представлен шире, чем до формирования Федеральной контрактной системы, так что в итоге может получиться обратный эффект.

«Качество государственного заказа может не повыситься, потому что госзаказчик будет поставлен в такие условия, что он будет вправе реализовывать личные выгоды, — считает Крылова. — Для него не будет действенных заслонов. Заказчик будет выбирать свои компании и скорее всего это приведет к падению качества реализуемых товаров и услуг. Получив „откат“ заказчик не будет предъявлять к исполнителю никаких требований, поскольку он уже стал лицом аффилированным». По мнению Дины Крыловой, это сильно ухудшит институциональную среду в стране.

В свою очередь представитель ОАО «Единая электронная торговая площадка» Андрей Черногоров полагает, что если уйти от общественного обсуждения законопроекта, то дальше это все уйдет «в стены Минэкономразвития», и никаких обсуждений больше не будет. Поэтому он считает важным слушать и критику в адрес законопроекта. «Но из всех обсуждаемых пунктов сегодня мы пропустили один важнейший: возврат к бумажным процедурам, — отметил Черногоров. — Появление возможности проводить процедуры госзакупок в документарном варианте выводит госзаказ из единой системы отчетности, контроля. Тогда мы можем прийти к случайным потерям документации по конкретному заказу и прочим махинациям. Это приведет к сговору поставщиков, то есть тому, что происходило раньше». По мнению Черногорова, электронные торги дают главный антикоррупционный ресурс: анонимность, а возврат к документарной процедуре просто перечеркивает все это.

Несколько десятков докладчиков высказали свои замечания и предложения по проектам закона. Ведущий заседание Владислав Гриб сообщил, что все материалы по итогам слушаний обязательно будут обработаны и изданы отдельным сборником, а также размещены на сайте ОП РФ.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Материалы
  • Формирование и развитие федеральной контрактной системы (Скачать — 7.98 мБ)

    Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Александр Пискунов

  • О едином информационном пространстве государственных (муниципальных) закупок (Скачать — 4.73 мБ)

    Заместитель руководителя Федерального казначейства  Станислав Прокофьев

  • О создании федеральной контрактной системы (Скачать — 866 кБ)

    Заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Василий Горбунов

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться