02 марта, 2012
RSSПечать
Памятка общественного наблюдателя

1 марта член ОП, сопредседатель рабочей группы ОП по общественному контролю над избирательным процессом Максим Григорьев и эксперт ассоциации «Гражданский контроль» Михаил Полянский провели семинар для членов региональных ОП, которые как представители СМИ будут наблюдать за выборами 4 марта.
В работе ОП примут участие 202 человека из регионов России, которые в течение дня будут сообщать в call-цент ОП информацию о ходе голосования. Все данные из регионов будут поступать на сайт ОП в новостную ленту «ДНЕВНИК ОБЩЕСТВЕННОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ» и публиковаться в СМИ.
«Такой мониторинг в России Общественная палата проводит впервые, поэтому к Вам очень большое внимание, — отметил Максим Григорьев, обращаясь к общественникам. — Вы имеете право присутствовать при всей процедуре подсчета голосов и получить копию протокола участковой избирательной комиссии».
Максим Григорьев также напомнил, что ОП удалось добиться внесения изменений в инструкцию ЦИК, согласно которой итоговые документы избирательных комиссий будут демонстрировать через установленные веб-камеры.
«После подсчета голосов в присутствии всех наблюдателей от всех кандидатов результаты не только показываются на веб-камеру и фиксируются, становятся доступными для всех людей, которые это смотрят по Интернету в России и за рубежом, но и дополнительно зачитываются руководителем избирательной комиссии, нужно проконтролировать исполнение нового правила», — заявил Григорьев.
Кроме того, член ОП сообщил, что общественные наблюдатели могут собирать информацию от всех присутствующих на избирательных участках наблюдателей и передавать в ОП, чтобы «складывалась общая картина процесса».
Из стенограммы семинара:
Сколько времени нужно присутствовать на избирательных участках?
М.Григорьев: Мы попросили Вас, чтобы Вы находились, ну, если не все время на избирательных участках, то с утра, когда начнется голосование, и обязательно были на процедуре подсчета голосов.
Имеют ли право наблюдатели присутствовать при подсчете голосов на избирательном участке?
М.Полянский: Наблюдатель, направленный непосредственно на участковую избирательную комиссию кандидата или партии по направлению, имеет право присутствовать в течение дня, но только один непосредственно от кандидата или от партии человек, они могут меняться в течение дня, но присутствовать, в том числе при подсчете голосов может быть только один наблюдатель. В данном случае вопрос идет о наблюдателях.
Помимо наблюдателя может присутствовать член Комиссии с правом совещательного голоса от данного кандидата в депутаты или мы имеем ввиду сегодня кандидата в Президента Российской Федерации, или может так же присутствовать член или представитель средства массовой информации, обязательно зарегистрированного и аккредитованной в том или ином регионе, потому что бывают результаты, когда приходят представители СМИ, но регистрации, аккредитации в том или ином регионе они не имеют. Это тоже нюанс и отдельно можно будет его прокомментировать.
М.Григорьев: Смотрите, коллеги, еще раз для понимания. Вы являетесь наблюдателями по смыслу, но с юридической точки зрения Вы являетесь не наблюдателями, у нас нет такого кандидата как Общественная палата, Вы являетесь представителями средств массовой информации Общественной палаты, это означает, что Вы можете везде присутствовать, в том числе при подсчете голосов, Вы можете получать копию протокола, но естественно здесь Вы можете писать любые жалобы, Вы можете обращаться в суд и в Избирательную комиссию, в вышестоящую Избирательную комиссию, но Вы не являетесь представителями кандидата, наблюдателями от кандидата политических партий. Это для Вашего понимания, это очень важный, наверно, такой вот момент. Но присутствовать Вы везде можете. И это, практически вот в этом статусе Вы равны с наблюдателями.
По каким причинам наблюдатель может быть удален с избирательного участка?
М.Полянский: Есть ряд положений, когда наблюдатель в отличие от члена Комиссии с правом решающего голоса может быть удален, удален с участка, когда он нарушает определенные соответственно положения. Во-первых, наблюдатель не имеет права влиять на ход избирательной кампании, влиять на волеизъявление. Если он кому-то подсказал, моментально может быть принято решение, избирательной комиссией в данном случае участковой о том, чтобы данного наблюдателя удалить, если он, например, подсказал, за кого голосовать.
Второе. Он не имеет права притрагиваться ни к каким документам, которые находятся на столе, в том числе у членов Комиссии с правом решающего голоса. Это бюллетени, это списки избирателей. Он может только попросить — покажите мне список, уточните мне, пожалуйста, расположение того или иного кандидата, в данном случае не кандидата, а избирателей списки. Например, в каком он доме зарегистрирован и так далее в случае выяснения каких-то обстоятельств. Но сам ни к чему не притрагивается. Если он до каких-то документов дотрагивается, это является серьезным основанием для того, чтобы его удалить.
Следующее — это когда наблюдатель начинает вмешиваться в деятельность Комиссии. Это обеспечивается таким понятием как он «мешает работе Избирательной комиссии». Именно с такой формулировкой Избирательная комиссия принимает мотивированное решение удалить наблюдателя от такого-то кандидата или от такой-то партии за то, что он мешает деятельности работы Избирательной комиссии, в данном случае участковой. Вот такие основания самые серьезные.
Ну и я не говорю о том, что он может, ни в коем случае не должен заглядывать в кабину или там еще какие-то действия показывать. Сегодня у нас веб-камеру, хотя у них и выключен звук, но тоже это неоднозначная оценка, если наблюдатель будет какими-то своими жестами показывать непосредственно знаки, которые будут транслироваться в режиме онлайн, прекрасно понимает, за что тоже может быть принято решение его соответственно удалить с участка и так далее. То есть, есть несколько объективных причин. Но все причины могут быть обязательно мотивированы. Причина удаления должна быть принята на, решением Избирательной комиссии и этот наблюдатель приглашается, ему объясняется за что его удаляют, а не просто выбрасывают. И он имеет право обжаловать данное удаление не только в эту Избирательную комиссию председателю несогласие свое высказать, но и в вышестоящую, например, в Территориальную избирательную комиссию, вплоть до органов прокуратуры и суда обжаловать на его взгляд, по его мнению, незаконное удаление.
М.Григорьев: Да, коллеги, надо понимать, конечно, что, во-первых, у нас достаточно жесткое законодательство в этом плане и достаточно жесткие инструкции Центральной избирательной комиссии. Действительно, чтобы не было никаких ни фальсификаций, ни проблем, ни, ну, относительно непростая ситуация, мы знаем, сколько людей приковано к каждой Участковой избирательной комиссии. Мы знаем, сколько там будет наблюдателей от разных, от разных сил, возможны какие-то провокационные действия. Естественно Избирательная комиссия не будет разбираться кто от Общественной палаты, а кто не от Общественной палаты и ко всем естественно будут применяться единые правила, поэтому вот все, что Михаил Семенович сказал — это просьба, это надо выполнять, чтобы не возникло никаких вопросов. У нас, конечно, есть связь с Центральной избирательной комиссией. Мы можем напрямую выходить на председателя Центральной избирательной комиссии, но мы понимаем, что это мы можем делать только в исключительных ситуациях, когда происходит что-то, ну, явные признаки фальсификации, нарушения или наоборот каких-то провокаций, то есть это какие-то единичные совершенно выходящие за все пределы случаи. А так поэтому просьба соблюдать общие правила поведения, действительно ничего не трогать, не общаться с избирателями по крайней мере на избирательном самом участке. Если какие-то вопросы — нужно подойти вне избирательного участка. Действительно очень строгие правила и Центральная, и в Избирательной комиссии все будут в очень нервном состоянии находиться. Все будут думать, что что-то происходит не то, возможно какие-то провокации, фальсификации и прочее, поэтому очень аккуратно, чтобы не возникло никаких вопросов. Но все нужно, надо все фиксировать, все смотреть, чтобы у Вас была полная информация, общайтесь с наблюдателями от других тоже каких-то...
Так. Пока вопросов я не вижу еще. Пока больше вопросов нет. Ну что, коллеги, может быть еще какие-то вопросы. Может быть по электронной почте.
Каковы должны быть мои действия общественного наблюдателя за ходом проведения выборов в случае выявления нарушения со стороны наблюдателей от кандидатов в Президенты?
М.Полянский: Общественное наблюдение, как мы сегодня трактуем в юридических нормах, это в первую очередь связано с тем, что представители общественности представляют свои услуги в качестве наблюдателей от той или иной политической партии или от кандидата в Президенты Российской Федерации. Сам по себе общественный наблюдатель, он не может находиться на участке, если его не направило, он не получил конкретное направление либо от кандидата либо по его поручению может дать это направление его доверенное лицо, в том числе в республике Карелия, и, конечно, представитель политической партии. Вот эти очень важные понимания, то есть непросто он наблюдатель общественный, да, он общественность представляет, но он имеет направление только от таких трех категорий, которые имеют право его соответственно назначить в качестве общественного наблюдателя. Надо сказать, что это очень важное положение. Почему? Потому что, например, член Комиссии с правом совещательного голоса назначается только кандидатом в Президенты, а партии не имеют права назначать в качестве члена Комиссии с правом совещательного голоса. Это разъяснение специально дано Центральной избирательной комиссией, чтобы не любой заявил о том, что он общественный наблюдатель, пришел, говорит — я наблюдаю. Без направления никто его не зарегистрировал. А направление он показывает, тут же председатель объявляет членам Комиссии и лицам, которые находятся на территории Избирательного участка, что к нам прибыл по направлению от партии или от кандидата такой-то, такой-то, такой-то. Ему предоставляется место, где он должен находиться, мы подчеркиваем это, он не везде может ходить и смотреть. Специальное место для того, чтобы не мешать работе Комиссии, с которого он ведет наблюдение. Это ни в коем случае не говорится, что это ограничивает его действия, он не может спросить что-то, уточнить или получить не только копию протокола, но и соответствующие документы. Например, копию или из выписки соответственно полученных количество бюллетеней на данный участок тоже могут получать и наблюдатели это имеют право сделать.
Дело в том, что от Общественной палаты наблюдатель, он имеет право присутствовать на участке тоже только с направлением от кандидата...
Если обнаружены нарушения, кому сообщать?
М.Полянский: В первую очередь, председателю Избирательной комиссии, обратить его внимание на то, что у Вас на Избирательном участке нарушаются права не только в первую очередь избирателя, но и наблюдателя, членов Комиссии с правом совещательного голоса или просто нарушается законодательство избирательное о тех направлениях, о которых Вы сами сказали, чего делать нельзя. И после этого председатель обязан отреагировать. Если он не реагирует, наблюдатели имеют право обратить на это внимание в вышестоящую Избирательную комиссию.
М.Григорьев: Коллеги, я еще, наверно, дополню. По сути, Вы наблюдатели, но, еще раз, по статусу юридическому Вы не являетесь наблюдателями, то есть когда Вы взаимодействуете с руководителем Избирательной комиссии, общаетесь с членами Избирательной комиссии, не говорите, пожалуйста, что Вы наблюдатель, они просто не поймут о чем идет речь. Вы можете сказать, что Вы представитель от Общественной палаты и член Общественной палаты региональной, что Вы представитель средств массовой информации Общественной палаты, занимаетесь общественным наблюдением. Чтобы не было все-таки неточностей. Раз.
Второе. Если происходит что-то со стороны наблюдателей либо любых других людей на избирательном участке, конечно, прежде всего, обращаться к руководителю Избирательной комиссии, к членам Избирательной комиссии, можно это делать и устно и потом делать это в письменном виде, звонить в вышестоящую Избирательную комиссию, то есть в окружную, региона. Одновременно как любой гражданин Российской Федерации, который видит нарушение закона, это нарушение избирательного законодательства, об этом, я так понимаю, идет речь, Вы можете обращаться в органы милиции и в прокуратуру. Лучше это делать в письменно виде. В любом случае Вы можете обратиться к сотрудникам милиции. Естественно лучше все это фиксировать, то есть помечайте себе кому именно, в какое время Вы обратились, фиксируйте имя представителя офицера полиции.
Может ли наблюдатель комментировать ситуацию по выборам в СМИ?
М.Григорьев: Опять-таки это сейчас надо понять — это вопрос для наблюдателя или для наблюдателя от нас, который является представителем средств массовой информации. Если это касается наблюдателя, то есть это не мы, это не наш вопрос, то естественно это может восприниматься как агитация на избирательном участке, агитация в не уже неразрешенное время. И поэтому наблюдателям здесь надо вести себя очень аккуратно. А за агитацию естественно, тем более на территории Участкового избирательного участка, это прямое нарушение законодательства.
Что касается нас, представители от Общественной палаты, они не являются наблюдателями, но являются представителями Общественной палаты, средств массовой информации. Здесь ограничений на них таких не накладывается, но опять-таки если они будут заниматься на территории избирательного участка каким-то комментированием, связанным с тем или иным кандидатом, это тоже может восприниматься как агитация, что может привести к удалению с избирательного участка. Обсуждение естественно того, что происходят какие-то нарушения закона или другие наблюдатели себя неправильно ведут или какие-то подозрения — это правильно, разумно и, наверно, необходимо. Можно добавить еще...
М.Полянский: Несколько слов. Да, действительно Максим Сергеевич очень четко подчеркнул, что да, любые комментарии не должны иметь призывы агитационного плана. Не только агитационного. Может быть призыв такого нехорошего направления, связанного, как мы сегодня говорим, с различными проблемами антигражданского характера или те другие призывы, которые у нас законодательством просто запрещены. Мы говорим, что да, комментировать можно какие-то особенности проведения кампании. Мы говорим — да, есть агитационная деятельность, агитация, но она расположена, в данном случае большой плакат, например, который находится далее чем 50 метров до избирательного участка. Вот если это ближе — можно об этом сказать — есть нарушение. На это обязаны прореагировать Избирательная комиссии и в первую очередь председатель или другие какие-то замечания по ходу. Но еще раз подчеркиваю: прежде чем что-то комментировать, прежде чем давать это огласке, необходимо это решить сначала, что, с председателем или с заместителем, пресс-секретарем Избирательной комиссии, задать им вопрос, обратить их на это внимание. И примут это сразу на это решение, потому что может быть они еще это не видели, а поднимается уже волна о том, что есть какое-то нарушение, а там действительно еще и ничего нет, понимаете. Поэтому обязательно эти вещи, конечно, должны быть в тесном контакте все же организующие деятельность, являются председатель, заместитель и секретарь Избирательной комиссии на данном участке. Они несут юридическую ответственность за исполнение избирательного законодательства здесь, в том числе по наблюдению, в том числе по работе со средствами массовой информации.
Что делать, если руководитель избирательной Комиссии или члены Комиссии не реагируют на сообщения о нарушениях?
М.Григорьев: Если какие-то есть сложности, Вы уведомили, прежде всего, руководителя Избирательной комиссии, членов Избирательной комиссии. Если они не принимают каких-то мер, обращайтесь сразу в вышестоящую Избирательную комиссию, звоните, пишите заявление, если Вы видите какие-то нарушения — обращайтесь в органы милиции. Если какое-то противодействие Вам оказывается — опять-таки есть, запишите, вот просьба такая подготовиться, наверно, у нас Общественные палаты, Аппараты Общественных палат по регионам, не везде, наверно, есть Аппараты, но тем не менее кто будет участвовать в наблюдении, просьба может быть так подготовиться, нам это сложно сделать по каждому региону, Вам самим нужно будет уточнить телефоны, во-первых, Окружной избирательной комиссии, Региональной избирательной комиссии, к кому обращаться, телефоны прокуратуры, МВД горячая линия, чтобы Вы могли позвонить в приемную губернатора, в конце концов, чтобы в случае чего, если увидите, что избиратель, руководитель Избирательной комиссии или ее член не предпринимает мер, Вы сразу обращайтесь, одновременно информируйте нас. Естественно всю эту информацию мы будем обнародовать, проверять, пытаться принимать сразу какие-то меры, то есть держите перед собой листочек, где все телефоны есть, узнайте, как обращаться и к кому. Да, телефон горячей линии естественно сразу же, сразу звоните, потому что у нас есть и в Центральной избирательной комиссии горячая линия, тоже уточните по интернету.
Может ли наблюдатель находиться в Избирательном участке после его закрытия?
М.Григорьев: Вот смотрите, мы отдельно, вот видите, мы очень четко разделяем наблюдателей и представителей палаты, средства массовой информации палаты. Так вот, и те и другие могут находиться на избирательном участке после закрытия и смотреть за процедурой подсчет голосов. Средства массовой информации имеют право находиться, не вмешиваясь, опять-таки не привлекая какого-то внимания какими-то словами, своими резкими действиями, естественно здесь не надо ни в коем случае мешать никакому подсчету, но Вы можете находиться, Вы можете фиксировать и получать копию протокола. Это все очень четко, ясно прописано.
М.Полянский: Да, уважаемые коллеги, Максим Сергеевич очень четко подметил, очень важно, конечно, наблюдатель, главная его работа, конечно, будет заключаться в установлении результатов выборов в голосовании на данном участке. И вот именно здесь наблюдатель, ему предоставлена возможность, и закон это предусматривает, находиться на таком расстоянии, чтобы было видно как идет процесс заполнения. Помимо маленькой копии протокола номер один, протокола номер два, которое имеется ввиду экземпляр один и два, которые заполняются, один остается, в Территориальную комиссию уезжает, один остается на Участковой избирательной комиссии, еще вывешивается увеличенная форма протокола. И вот задача наблюдателя как раз заключается в том, чтобы смотреть и можно фотографировать как эта форма будет заполняться. Более того, когда она будет заполнена, очень важно понять это, она будет еще как, Максим Сергеевич сказал, что будет представлена перед веб-камерой. Более того, если разрешающая способность недостаточна, будут еще оглашаться, да...
М.Григорьев: В любом случае, в любом случае оглашаться одновременно и представляться перед веб-камерой, что очень важно — еще и оглашаться. У веб-камер, которые находятся на участках, есть еще канал звука, он не транслируется в Интернет, потому что уже просто канал (нрзб.) не хватает пропускательной способности, пропускной способности, но, тем не менее, он есть, это все фиксируется. Если необходимо, эти все данные будут подниматься, они будут все доступны потом. Поэтому одновременно зачитывается и представляется и еще после этого зачитывается.
М.Полянский: Да, и очень важно, конечно, дождаться наблюдателю и принять решение такое, когда с Избирательной комиссии в Территориальную в данном случае прошел звонок о том, что данный протокол Участковой избирательной комиссии номер такой-то, что введен в сводную таблицу по участкам Территориальной избирательной комиссии и там цифры те же, что находились у Вас в копии протокола, Вы можете спокойно тогда уйти домой.
Бывает иногда, и были такие случаи, когда действительно привезли в Территориальную комиссию копию протокола, вернее протокол, а копию уже все получили. Начинают контрольное соотношение, а контрольное соотношение не сходится. Была ошибка. И Комиссия вынуждена, что, ехать назад и по новой все пересчитывать. А в это время наблюдателей нет. Поэтому обязательно в протоколе указывается помимо того, что, когда выдается, копия верна, указывается время, когда составлен протокол. На это обращается очень серьезное внимание. Время. Протокол был один в час ночи, например, а второй в три часа. Так вот, прежде чем второй протокол оформить, первый гаситься, они признаются результаты, которые были в протоколе, который был подписан в час ночи, что, недействительным. На это обращаю внимание. Только наблюдатель, конечно, он для этого и присутствует, чтобы копия была действительно, отражала объективную информацию, ту информацию, которая будет записана соответственно в сводную ведомость и в протокол Территориальной избирательной комиссии, эти цифры сходятся. А оттуда уже они будут через гас-выборы направляться в вышестоящую структуру. В данном случае в область, субъект и так далее.
Может ли наблюдатель вмешиваться в работу Избирательной комиссии?
М.Полянский: Нет. Однозначно наблюдатель в работу Комиссии не вмешивается. Вот по своей сути работы его задача заключается в наблюдении. А вот член Комиссии с правом совещательного голоса имеет право задавать вопросы соответственно, ставить на голосование его вопрос, который к Избирательной комиссии. Наблюдатель же обращает внимание, не вмешиваясь в деятельность, на те, на его взгляд нарушения избирательного законодательства, которые происходят на данном конкретном участке. За вмешательство в деятельность Избирательной комиссии, я говорю еще, один из первых пунктов мы назвали, наблюдатель может быть по решению Избирательной комиссии удален с участка.
М.Григорьев: Наблюдатель, тем более от средства массовой информации, как по линии Общественных палат будет, он вмешиваться не может. Может только член Избирательной комиссии с совещательным голосом либо руководитель Избирательной комиссии. Вмешиваться наблюдатель не может, но если он что-то видит, что явное нарушение закона — он обращается к руководителю Избирательной комиссии, к членам Избирательной комиссии. Если это не помогает, обращается в вышестоящую Избирательную комиссию, обращается в милицию естественно, в прокуратуру, в суд — это он все имеет право все это фиксировать, естественно звоните к нам на горячую линию.
По каким причинам наблюдатель может быть удален с избирательного участка?
М.Полянский: Итак, удаление наблюдателя с избирательного участка может быть мотивировано и принято решение силами с правом решающего голоса Участковой избирательной комиссии. Обязательно на этом мероприятии, на этом решении, при принятии этого решения должен присутствовать человек, которого удаляют, в данном случае наблюдателя. А наблюдать, наблюдателя удаляют по нескольким основаниям. Первое и самое серьезное основание для удаления — это, конечно, влияние на волеизъявление избирателя, то есть подсказывает за кого голосовать. Второе — вмешивается в деятельность Избирательной комиссии. Здесь по-разному трактуют. Ну, решение это не так — покажите мне это, дайте мне это и так далее и так далее, в такой резкой форме, когда заняты очень ответственной работой и соответственно вмешательство в деятельность Комиссии, Комиссия принимает решение о его удалении.
Когда мы говорим очень серьезное будет нарушение сегодня деятельность веб-камер и какая-то агитационная работа вслух осуществляется в том числе перед веб-камерами — однозначно удаляется.
Попытка заглянуть непосредственно в кабину для тайного голосования — моментально удаляется. Может быть удален, когда он просто-напросто ходит, постоянно мешает и для работы Избирательной комиссии некомфортные условия создаются, когда он ставит один вопрос, второй вопрос, третий, остальные наблюдатели находятся в нормальном состоянии, смотрят и фиксируют, сколько зашло, обязательно ведется учет и потом через каждые два часа мы знаем, объявляется, сколько проголосовало на том или ином участке, сколько пришло избирателей. Так вот наблюдатель проявляет чрезмерную активность до такой степени, что просто-напросто председатель не может заниматься своей профессиональной деятельностью, а отвечает только на эти вопросы. Вот все эти вопросы будут мотивированы, ему скажут обязательно, за что он будет удален, понимаете, а не просто его берут за руки и удаляют. И имеют право для обжалования, мы уже говорили, в вышестоящую Комиссию и в органы прокуратуры, суд.