07 февраля, 2012
RSSПечать
Всем миром против коррупции

О перспективах взаимодействия общества и власти в совместной борьбе с коррупцией шла речь на слушаниях в Общественной палате РФ.
Участники собрались, чтобы обсудить разработанную Минюстом Концепцию взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года.
По мнению главы межкомиссионной рабочей группы ОП РФ по развитию системы общественного контроля и противодействию коррупции Владислава Гриба, если Концепция будет принята, это серьезно повлияет на роль гражданского общества в противодействии коррупции. Общественники должны подготовить свои замечания и предложения в течение двух недель, после чего Концепцию будет обсуждать президентский Совет по противодействию коррупции.
Член Общественной палаты Ирина Котелевская изложила историю возникновения рассматриваемого документа, работа над которым ведется уже год. По ее словам, в рабочую группу входят и представители Общественной палаты, и представители предпринимательских кругов. «Ряд замечаний уже учтены», — сообщила Котелевская.
Она также говорила о таких незаслуженно забытых инструментах борьбы с коррупцией, как парламентское расследование, общественная экспертиза. Критически оценивая уже проделанную работу, Котелевская отметила, что Концепция в основном носит декларативный характер, не предлагая конкретных инструментов, и чтобы она стала действительно полезной, необходимо новации сделать более предметными. Кроме того, по ее мнению, в новый документ вошло очень многое из того, что уже и так существует в законодательстве, при этом Концепция грешит повторами: «Если все это отжать — Концепция только выиграет», — пояснила Ирина Котелевская.
Владислав Гриб вновь напомнил собравшимся, что очень многие вопросы в этом отношении мог бы снять закон об общественном контроле, над разработкой которого трудится в том числе и Общественная палата.
Татьяна Полякова, представляющая на слушаниях рабочую группу Минюста, вновь вернулась к истории создания документа и сообщила, что в нем аккумулированы все предложения по борьбе с коррупцией, поступившие из разных мест за несколько месяцев работы над Концепцией. Кроме того, по ее словам, рабочая группа изучила и международный опыт — Англии, Шотландии Венгрии, Казахстана, Эстонии. При этом эксперт признала, что некоторые положения еще нуждаются в дальнейшем обсуждении, например, о стимулировании активности граждан для выявления случаев коррупции.
Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Анатолий Выборный обратил внимание участников слушаний на то, что, требуя ужесточения ответственности за проявления коррупции, «мы сами себя лишаем презумпции невиновности» и призвал найти баланс. По его словам, граждане очень избирательны: когда речь идет о вымогательстве денег «ни за что», они требуют самых жестких мер, если же речь идет о взятке за правонарушение или в целях добиться желаемого, то многие готовы с этим мириться. «Нужен консенсус», — считает депутат Выборный.
Представитель управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Алексей Михалин посетовал на то, что едва ли 1 из 10 предложенных прокуратурой замечаний учтены в последней редакции документа. Кроме того, по его мнению, в Концепции не даны многие ключевые понятия, например, что такое институты гражданского общества и их перечень, а также органы местного самоуправления. Также, по мнению Михалина, нужно прописать конкретные механизмы противодействия коррупции, при этом очень аккуратно проработав тему сочетания оперативно-розыскных действий с гражданским обществом.
Член ОП Сергей Ряховский назвал документ нужным, но очень вязким. «Он должен быть конкретен, как Библия, — считает глава евангельской церкви. — Не укради, не прелюбодействуй... А, кроме того, не понятно, каким образом будут финансироваться мероприятия, обозначенные в концепции. Церковь соберет на паперти?». Ряховского также интересовал вопрос, будет ли существовать единый координационный штаб, работающий круглосуточно в режиме он-лайн, и кто этим будет заниматься.
Борис Альтшулер считает, что Концепция ставит много вопросов, но не дает ответы. «Я не вижу смысла в этом документе! Мы что, домашнее задание президенту выдадим, чтобы он решал эти проблемы?», — задал вопрос общественник. Он также отметил, что в Общественной палате проблема коррупции не раз обсуждалась, и на сайте ОП вывешен доклад на данную тему, где как раз предложены ответы. «Разработчики Концепции не читали наш доклад?», — поинтересовался Борис Альтшулер. Кроме того, он заявил, что считает наиболее действенной мерой по выявлению коррупции не усиление деятельности правоохранительных структур, а перекрестное наблюдение всех за всеми.
Максим Григорьев в ответ заявил, что если бы Концепция давала ответы на все вопросы, в ней было бы не 20 страниц, а 20 томов, хотя по отдельным вопросам конкретика все же нужна.
Павел Пожигайло считает нужным поправить Концепцию с учетом идей, изложенных в последней статье Владимира Путина. Кроме того, он считает, что контроль за контролерами тоже порождает коррупцию, и оплачивается вся эта система очень дорого.
Иосиф Дискин напомнил о еще одном предложении Общественной палаты — сделать обязательным отбор представителей судейского сообщества с учетом мнения общественных палат. Он также считает необходимым, чтобы общественные палаты отслеживали в СМИ и в Интернете сигналы о проявлениях коррупции и побуждали прокуратуру к проведению проверок. «Надо проработать процедуры, всю цепочку механизма реализации контроля», — считает Дискин.
По итогам обсуждения все поступившие предложения будут обработаны и лягут в основу экспертного заключения Общественной палаты на проект Концепции.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям