28 апреля, 2011
RSSПечать
Промедление смерти подобно
В ходе экстренного заседания Межкомиссионной группы Общественной палаты РФ по проблемам детства и молодежной политики и Комиссии по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил о необходимости ускорить внесение изменений в действующее законодательство, ужесточающих как наказание педофилов, так и меры по профилактике сексуальных преступлений против несовершеннолетних.
Среди предложенных мер — отмена условно-досрочного освобождения для лиц, осужденных за подобные преступления, обязательный надзор за освободившимися и даже — химическая кастрация.
Следственный комитет РФ предлагает изменить Уголовный кодекс так, чтобы суды при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении осужденных за преступления против половой свободы несовершеннолетних учитывали заключения врачебно-психиатрической экспертизы, заявил Александр Бастрыкин. По его словам, Следственной комитет РФ также подготовил проект закона, предусматривающего помещение больного педофилией преступника после отбывания срока в психиатрический стационар или его химическую кастрацию. «На сегодняшний день в России меры медицинского характера, применение которых возможно по отношению к преступнику, ограничиваются амбулаторным принудительным наблюдением и лечением у психиатра, назначаемым по усмотрению суда на основании ч.2 ст.99 Уголовного кодекса РФ. Применение иных принудительных мер медицинского характера возможно только по отношению к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних в состоянии невменяемости», — отметил Бастрыкин. Подготовленный СК РФ законопроект устанавливает порядок применения добровольной химической кастрации как меры медицинского воздействия. Она не будет заменять назначенного судом наказания. Согласно законопроекту, за несколько месяцев до освобождения из мест лишения свободы лицо, совершившее преступление против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних, должно будет в обязательном порядке пройти психиатрическое обследование. Если по заключению комиссии врачей-психиатров лицо будет признано опасным и не согласится на применение химической кастрации, то администрация исправительного учреждения сможет обратиться в суд с ходатайством о госпитализации такого лица по окончании срока отбывания наказания в психиатрический стационар в принудительном порядке. В стационаре преступник должен оставаться до признания его неопасным или до изъявления согласия на применение химической кастрации. «В то же время представляется, что в случае совершения повторного преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних опасность лица, его совершившего, должна презюмироваться», — подчеркнул Александр Бастрыкин. Он также считает, что «возможность прибегнуть к химической кастрации должна быть и у лица, которое не совершило, но опасается, что может совершить половое преступление в отношении несовершеннолетнего». В связи с этим глава СК РФ считает целесообразным разработать программу оказания анонимной помощи таким лицам.
Необходимы также мероприятия по развитию сети психиатрических и сексологических центров, по информированию населения об их деятельности, формированию навыков обращения за помощью. «Создание анонимных центров помощи лицам, нуждающимся в устранении сексуальной дисгармонии, способных провести своевременную коррекцию половой деятельности, в том числе с использованием инъекций специальных препаратов, блокирующих действия мужского гормона тестостерона и подавляющих сексуальное влечения, должно стать следующим нашим Олимпом», — считает глава СК РФ.
Бастрыкин также сообщил, что в результате расследования преступлений против несовершеннолетних, совершенных на Ставрополье, выяснилось, что все преступники были ранее судимы. «Что объединяет этих людей — неоднократные преступные эпизоды сексуального насилия... Причем, наличие судимости, как правило, этих людей не останавливает», — добавил председатель СК. Он сообщил, что, по данным судебного департамента при Верховном суде РФ за 2010 год, среди совершивших преступления против половой неприкосновенности более 2 тысяч осужденных имели неснятые или непогашенные судимости, около 500 — совершили преступление, будучи освобождены досрочно. Бастрыкин добавил, что сегодня эти осужденные формально имеют право подавать на УДО, «если ведут себя в колонии тихо и хорошо». «Сегодня основная задача — осознать источник этого насилия. Ведь, исходя из практики, в основном, это люди с психическими аномалиями», — сказал он.
Глава Следственного комитета в своем выступлении неоднократно упирал на то, что необходимые меры должны были быть приняты давно, но по неясным причинам и изменения в законодательство, и создание специального центра помощи детям, и другие меры тонут в ворохе бумаг и согласований.
«Главное — сдвинуть проблему с места, — поддержала Бастрыкина глава межкомиссионной группы Ольга Костина. — Мы должны скоординировать усилия всех ведомств и здесь, сегодня согласиться с тем, что мы поддерживаем предложенные изменения в законодательство, чтобы не затягивать процесс принятия нужных законопроектов и соответственно мер по предотвращению насилия в отношении детей».
Депутат Госдумы Владимир Груздев отметил, что дополнительно к принятому законопроекту нелишне заранее разработать и согласовать межведомственные инструкции, что также поможет ускорить дело. По его словам, законопроект, ужесточающий меры против педофилов, будет рассмотрен во втором чтении уже 10 мая.
Его коллега из верхней палаты парламента Алексей Александров предложил ввести в уголовное законодательство термин «злодеяние» и восстановить такую меру наказания, как каторжные работы без срока, права на обжалование и переписку. Такую меру он предлагает применять к тем, кто совершает преступления сексуального характера против несовершеннолетних.
Представитель ФСИН Юрий Сибиль объяснял, каким образом осужденные педофилы получают право на условно-досрочное освобождение: «Эти люди — приспособленцы по сути. Они ведут себя тихо и хорошо, не отказываются от работы. Формально причин для отказа в УДО нет».
Ольга Костина предложила ФСИН оказать содействие в составлении специального реестра педофилов, отбывающих наказание и готовых выйти на свободу: «Имея такую базу данных, мы могли бы заранее оповещать регионы, куда собирается прибыть педофил после освобождения», — пояснила она.
Представитель правового департамента МВД России Иван Соловьев в своем выступлении зачитал список нормативных актов по данной проблеме, над которыми в настоящее время трудится МВД.
Директор департамента социальной защиты Минздравсоцразвития Ольга Самарина предложила внести в законодательство понятие «жестокое обращение с детьми». По ее словам, «это не только физическое, но и моральное подавление ребенка», за которое виновные должны отвечать.
Член Общественной палаты Олег Зыков говорил о том, что 70 процентов подобных преступлений против несовершеннолетних носят латентный характер, потому что совершаются близкими ребенку людьми, например, педагогами. Его поддержала другой член ОП Елена Николаева, предложив ввести общественный контроль за детскими учреждениями, например, интернатами и детскими домами.
Итогом всех выступлений стала резолюция, проект которой будет доработан в течение недели, а затем предложен вниманию представителей федеральной законодательной и исполнительной власти.
Оставьте свой комментарий
Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям