RSS Eng

21 декабря, 2011

RSS

Печать

Придут ли националисты к власти?

Придут ли националисты к власти?

Семинар, посвященный влиянию этнополитических факторов на развитие России, прошел в Общественной палате РФ.

Участники обсуждали возможность и вероятность прихода националистов к власти, отношение власти к национализму, а также имперскую концепцию национализма и концепцию национал-демократов.

В самом начале обсуждения директор Союза православной молодежи Мордовии протоиерей Александр Пелин обратил внимание собравшихся на то, что это уже третья встреча, две предыдущих были посвящены темам «Формирование национальной идентичности: исторические предпосылки и перспективы развития», и «День национального единства в контексте модернизации России». По словам Пелина, итоговые документы рабочих семинаров вызвали интерес профильных комитетов Государственной Думы, а также некоторых министерств и ведомств.

Основной тон дискуссии задал соруководитель семинара, руководитель экспертной группы РЕЛАНД ГРУПП Николай Григорьев. Отметив многослойность как самой России, так и происходящих в ней процессов, ученый сообщил, что понятие «национализм» редко существует само по себе, обычно к нему прибавляется еще что-то — то ли это социализм, то ли демократия, то ли империя. Сравнивая две последних модели, Григорьев отметил, что оба направления — на его взгляд, бесперспективны. Национал-демократы стремятся построить маленькое национальное государство по типу Чехословакии, но при российских размерах это нереально («многие жители Дальнего Востока никогда не были в Сочи или в Москве, но регулярно бывают в Китае или Таиланде»).

Что же касается имперских амбиций националистов, то они требуют мощного демографического ресурса, считает эксперт, кроме того, Россия должна быть сильнее тех, кого она собирается поглощать, но пока у нее нет такой возможности. Придти к власти националисты, по мнению Григорьева, могут, «даже в среднесрочной перспективе».

Что же касается взаимоотношений власти с национализмом, то Григорьев сравнил последний с термоядерной энергией, которую политики использовали всегда, потому что просто не могли не использовать. «Определенная шизофрения в этом присутствует, — полагает Григорьев. — С одной стороны, использует национализм, с другой — от него отмежевывается, запускает кампанию о том, что преступность не имеет национальности. Власть одновременно с ним борется и его использует».

Ученый считает, что русский национализм в этом смысле самый рисковый, поскольку русских очень много, а у них немало комплексов и обид, и если эта смесь разгорится, то будет полыхать подобно ракетному топливу.

Представитель Центрального Совета Союза Православных Граждан Сергей Елишев предложил рассмотреть разницу между понятиями «нация» и «этнос», приведя в пример европейское представление о нации как о совокупности граждан национального государства. Отсюда национализм — это движение за создание национального государства, считает ученый. По его мнению, русский национализм — очень разный, от любви к народу и стремлению к самосохранению до агрессивности. Национал-демократы пытались сформировать нацию в nation-state, однако «Манежка показала, что россиянами граждане себя не ощущают», — отметил Елишев.

Если же рассматривать вариант «Россия для русских», то куда девать нерусских жителей России, задался вопросом эксперт. Он также отметил, что в Европе нет государства с одним этносом и признался в своих симпатиях имперскому национализму. Относительно прихода националистов к власти Елишев сообщил, что, по его мнению, если разыгрывать эту карту, при определенной ситуации националисты могут придти к власти, однако здесь существует множество сценариев.

Представитель Российского клуба православных меценатов Андрей Салмин заговорил о революции, каждая из которых, по его мнению, имеет три этапа: собственно революция, анархия и контрреволюция. «У русского этноса нет дара революционности, поэтому русских революций практически не бывает», — отметил Салмин. Он также разделил российское общество на три группы: бедные и обеспеченные верующие люди, которые планируют жить в России и считают себя частью страны, бедные неверующие люди, которые тоже привязаны к этой территории, но больше материально, чем духовно, и богатые неверующие люди, которые не связывают свое будущее с Россией и относятся к ней как к бизнес-проекту.

«Если к власти придут первые, национализм будет иметь духовную доминанту, и все будет хорошо, — считает Салмин. — Если вторые — национализм станет инструментом подавления. Если третьи — Россия распадется на множество мелких государств, поскольку в основе стратегии этих людей лежат лишь мелкие коммерческие интересы, не связанные с судьбой страны».

Иван Миронов, зампред Российского общенародного союза, определил национализм как любовь к своей нации и заявил, что нацизм, фашизм — неприемлемые термины, поскольку этих явлений не существует с 1945 года. Он также заявил, что считает неправильным считать ксенофобию и шовинизм проявлениями национализма: «Никто же не говорит, что зоофилия и некрофилия — это проявления любви?».

Миронов отмел «страшилки» о том, что «русские придут и станут убивать» и заявил, что если русский народ станет сильным, будут сильными и сопредельные территории. Для Миронова не принципиальна разница между национал-демократами и имперцами, по его мнению, философские нюансы не смогут разделить лидеров и будут спокойно преодолены.

По его мнению, если националисты не придут к власти, Россия навсегда исчезнет из мировой истории. «Социальные лифты уничтожены, у молодежи нет шанса вырваться, — констатировал Миронов. — И за последние несколько лет произошел стремительный рост национального самосознания». Он также заявил, что во многих европейских государствах к власти уже пришли националисты и говорят в полный голос о соблюдении национальных прав и недопущении национальных перегибов.

Павел Карпачев, руководитель Федерации русского воинского искусства, отметил, что не замечает, чтобы молодые люди задумывались о национальной идее, тем более «ее у нас пока еще нет». Карпачев считает, что гораздо больше образованная молодежь стремится уехать из России. Также, по его мнению, в стране нет человека, который мог бы объединить и повести за собой националистов. Карпачев определил национализм как любовь к родине и заявил, что его надо воспитывать с детства.

Лидер движения «Сопротивление» Роман Зенцов заявил, что все сказанные слова имеют мало общего с реальностью, которая управляет процессами сегодня в мире. Он подтвердил наличие в обществе протестных настроений и отметил, что националисты — уже не те. «Есть внутренняя потребность самоидентичности, — считает Зенцов. — При этом идет слияние и правых, и левых идей, главное — протест против государства всех сил вместе».

Зенцов считает, что существует опасность развала государства, но что молодежь этого развала не страшится, поскольку ей важнее сохранить этнос, нацию. «Молодежь — против власти, а не против других национальностей», — пояснил Зенцов и добавил, что «национализм — не наше слово, у нас — народ». При этом он считает, что власть борется с теми, кого видно, кто на переднем крае, однако сохраняет надежду, что «власть — более прагматична».

Учредитель издательства «NIKEA» Евгений Денисов с сожалением констатировал, что церковь за последние 20 лет растеряла кредит доверия народа. Между тем паломничество к поясу Богородицы, на его взгляд, продемонстрировало огромный духовный голод населения, жажду чуда, красивых поступков, героев. «Мы же призываем людей держать посты и молиться», — огорченно подытожил Денисов.

Жесткую оценку национализму дал Константин Миронов — начальник дружины «Москворечье» Организации Российских юных разведчиков: «Патриотизм — это любовь к ближнему, национализм — ненависть к окружающим». Он также отметил, что в обществе «не осталось моральных ценностей, только потребительские», а выборы превращаются в протест против деятельности руководства страны. Беда уже пришла — мы разобщены, считает Константин Миронов.

Член Общественной палаты Иосиф Дискин предложил посмотреть на ситуацию с точки зрения «материальных носителей»: «За 20 лет произошла огромная индивидуализация, но теперь, когда материальные проблемы решены, на первый план вышла проблема человеческого достоинства», — считает он. По мнению Дискина, люди ищут ответы, и рынок предлагает разные идеи и идеологии, ценности — что кому подходит. Он полагает, что российская буржуазия сейчас — реальная сила, заинтересованная в демократическом законе и порядке, поскольку без защиты российского национального государства бизнесу, выходящему на глобальный уровень, не выжить.

По мнению Дискина, русская буржуазия, понимающая, в чем общность интересов ее и государства, встраивается в концепцию российской гражданской нации. Дискин считает, что националисты придут к власти, но при этом нужно будет отмежеваться от национализма, различающего «по почве и крови», потому что русская буржуазия этого не приемлет.

По итогам семинара будет подготовлена аналитическая записка-отчет, отображающий основные тенденции, существующие в понимании националистического движения в российском обществе.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Иосиф Дискин, межнациональные и межконфессиональные отношения и проблемы миграции

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться