RSS Eng

17 декабря, 2011

RSS

Печать

Грязное историческое наследие

Грязное историческое наследие

Какие законодательные меры нужны, чтобы в России, наконец, решилась проблема накопленного экологического ущерба, обсуждали в Общественной палате РФ.

Открывая заседание, координатор проекта «Эко-ответственность» Елена Тополева рассказала о своей поездке во Владикавказ, где она побывала на территории печально известного завода «Электроцинк»: «Мы увидели там огромную территорию, занятую отходами производства, накопленными за десятилетия деятельности предприятия. И если, например, удастся решить вопрос о переносе завода, то кто и за чей счет займется ликвидацией всех этих отходов!».

Тополева сообщила, что Минприроды составил примерный перечень из 194 «горячих точек», где проблема с накопленными отходами стоит особенно остро. «Мы запросили этот список в министерстве, но ответа до сих пор так и не получили», — сообщила координатор «Эко-ответственности». По мнению Тополевой, чтобы системно заниматься данной проблемой, нужна законодательная база, нужно оценивать конкретные случаи и делиться положительным опытом ликвидации накопленных отходов.

Эксперт Общественной палаты Ольга Разбаш сообщила, что ОП получает информацию и от контрольно-надзорных органов, и от местной власти, и иногда даже от менеджеров предприятий. Сопоставив ее с тем, что сообщают экологи-общественники, палата намерена изложить свои рекомендации относительно проблемы накопленного экологического ущерба: «Информация обязательно будет представлена в Докладе ОП РФ о состоянии гражданского общества и, надеюсь, ляжет в основу государственной экологической политики», — добавила Разбаш.

Заместитель начальника отдела государственного регулирования в области обращения с отходами и ликвидации накопленного ущерба Минприроды Ольга Бурканова, признавая существующую проблему, рассказала о законопроекте, подготовленном ее ведомством в целях разработки нормативов ликвидации накопленного экологического ущерба. В документе авторы разграничили вред прошлый и текущий, поскольку сейчас уже не очень понятно, с каким собственником нужно разговаривать о прошлых отходах. Кроме того, в законопроекте подняли вопрос разграничения собственности земельных участков, загрязненных ПЭУ, чтобы вычленить ответственность федерального уровня, регионального и местного.

«194 точки — это не конкретные предприятия, это территории», — пояснила Бурканова и добавила, что работа над созданием этого реестра еще не закончена. По ее словам. Федеральная целевая программа, которая возьмет на себя функции борьбы с ПЭУ, уже согласована с рядом министерств и ведомств, но ей еще предстоит пройти экспертизу Минфина, поскольку деньги на ликвидацию отходов запланированы немалые. К тому же есть ущерб, который уже невозможно исправить, и в этом случае речь пойдет о приспособлении, улучшении загрязненных территорий.

Сергей Симак, член Общественной палаты Самарской области и эксперт ОП РФ, высказал мнение, что нельзя ограничиваться заботами только о прошлом ущербе, необходимо также контролировать то загрязнение, которое происходит сегодня, иначе завтра это станет «прошлым ущербом». Симак предложил, как вариант, создать институт экологического страхования ответственности промышленников. В ответ представитель Минприроды заявила, что необходимо начинать хотя бы с чего-то, и ее ведомство выбрало для этого брошенные отходы, не имеющие собственников, с которых можно было бы спросить за утилизацию.

Еще один эксперт ОП РФ Борис Ревич выразил удивление, почему Минприроды при разработке таких важных нормативов не воспользовалась уже имеющимися материалами — в частности, результатами исследований, которые велись еще ведомством Данилова-Даниляна, которые на экспертную оценку каждой территории тратили не менее года. Кроме того, Ревич сообщил Ольге Буркановой, что в Госдуме уже 12 лет находится законопроект об упорядочивании хозяйственной деятельности на территориях, содержащих накопленные отходы, и предложил Минприроды обратить на него внимание. Он также считает целесообразным больше думать не о территориях, а о населении этих территорий и включить в программу медицинскую реабилитацию жителей. Ревич также возразил против начала работы по ликвидации ущерба с бесхозных земель. «А где же наши промышленные гиганты? — задался вопросом эксперт. — Из каких средств за ликвидацию ущерба будут платить нищие муниципалитеты?».

По мнению Елены Тополевой, Министерству природных ресурсов стоит подключить к работе над законопроектом и Федеральной целевой программой общественных экспертов, чтобы в процессе совместной работы избежать слишком явных просчетов.

Директор экологического агентства «ИнЭкА» Елена Перфильева поделилась опытом оценки накопленного экологического ущерба в Кемеровской области. По ее словам, в Кузбассе, площадь которого составляет лишь 0,56 площади России, находится почти 50% всех отходов страны, и, несмотря на то, что регион работает над ликвидацией отходов, ежегодно там остается на хранении порядка 500 миллионов тонн. Говоря об ущербе, нанесенном территориям и здоровью населения, Перфильева отметила, что «если подсчитать упущенную выгоду — бюджета РФ не хватит».

Начальник Управления экологического контроля Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Наталья Соколова, рассказывая об аспектах работы по выявлению НЭУ в области обращения с отходами, рассказала, что в минувшем году федеральный бюджет в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду получил более 4 млрд рублей, а выделил на ликвидацию отходов — всего 35 миллионов на всю страну. По ее словам. Сейчас на территории России в отвалах и хранилищах находится более 90 млрд тонн накопленных отходов, и проблема ликвидации кроется, в том числе в отсутствии нормативной базы. Соколова рассказала, что, например, санкционированных свалок ТБО в стране 7158, несанкционированных — 17 498, и к ним еще добавилось 12 399, а ликвидировать удалось лишь 7386. Для усиления отдачи от своих мероприятий по выявлению и предупреждению таких несанкционированных полигонов Росприроднадзор готов привлекать общественных инспекторов, выдавая им специальные удостоверения.

При этом Соколова отметила, что свалки трудно уничтожить, поскольку в стране ощущается катастрофическая нехватка предприятий по переработке отходов, и их создание пока никак не стимулируется законодательно. Соответствующий законопроект разработан, прошел первое чтение, и представитель Росприроднадзора просила общественность поддержать усилия ее ведомства по продвижению этих нормативов.

Андрей Ожаровский, представитель Международной общественной экологической организации «Беллона» изложил проблемы накопленного экологического ущерба, связанные с деятельностью атомной промышленности. Он раскритиковал идею РосРАО захоронить отходы в специальных могильниках длиной 1 км, залегающих на глубине 50 метров: «Я бы подожда и все как следует просчитал», — отметил Ожаровский и привел пример Германии, однажды захоронившей отходы в соляной шахте, которая затем «потекла», и отходы пришлось вынимать обратно, затратив огромные деньги.

Директор департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности «ОК РУСАЛ» Иван Ребрик изложил подход «ОК РУСАЛ» к оценке обязательств по выводу объектов из эксплуатации и восстановлению окружающей среды.

По итогам выступлений участники приняли за основу проект рекомендаций ОП РФ, в который будут внесены дополнения и уточнения, прозвучавшие на слушаниях.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться