Доклад содержит три главы, в которых подробно представлена информация о текущем положении некоммерческих организаций, взаимодействии гражданского общества и государства, а также общественно-политической активности граждан.
Некоторые из выводов, сделанных в документе:
— В России растет гражданская активность, в том числе протестная. Увеличивается число новых гражданских инициатив, особенно в сфере общественного контроля и благотворительности. Все чаще негосударственным сектором используются новые инструменты коммуникации — социальные сети и блоги;
— Активизация гражданского общества стала результатом масштабных общесоциальных изменений. В России сложились достаточно массовые слои и группы, решившие свои насущные жизненные проблемы. Для этих групп существенно выросла значимость ценности человеческого достоинства, ценностей гражданской активности;
— Среди тем, волнующих общество, на первый план выходят проблемы соблюдения законов, гражданских прав;
— Назрела необходимость адекватных перемен в методах и стилистике власти, как в рамках государственного управления, так и в диалоге с гражданским обществом. Важно не только принимать верные решения, но и разъяснять их обществу;
— Сектор некоммерческих организаций по-прежнему слаб и не очень авторитетен, но число его потенциальных участников растет. Объемы благотворительности медленно, но неуклонно возрастают. До 2/3 граждан являются участниками неформальной волонтерской деятельности, до 50% участвуют в денежных пожертвованиях;
— В местном самоуправлении продолжают проявляться негативные тенденции, отмеченные еще в прошлогоднем докладе. Возросло количество жалоб населения на произвол чиновников органов местного самоуправления;
— Гражданское общество требует осуществления запланированных перемен в области средств массовой информации — разгосударствления, в первую очередь, региональных СМИ (которое по большому счету не началось), а также введение института общественного телевидения.
Вячеслав Глазычев в своем выступлении раскритиковал общественные советы, созданные при министерствах и ведомствах, заявив, что за небольшим исключением данные формирования трактуются руководством ведомств как некое «добавление к канцелярии». «В одном ведомстве общественному совету доверяют раздавать конфеты детям на праздник вместо того, чтобы обсуждать важные проблемы приграничья. В Минрегионразвития в повестке 27 пунктов, что означает, что ничего серьезно не обсуждается», — отметил Глазычев и похвалил лишь общественный совет при Росстате, который предложил возродить муниципальную статистику, чтобы получить наконец сведения о реальных проблемах, которыми живет страна.
Комментируя послание президента, Глазычев подчеркнул, что без действенной инициативы на местах все программы развития окажутся под угрозой срыва и призвал общественность тщательно контролировать распределение триллиона рублей, обещанных органам МСУ в послании. В качестве положительного момента Вячеслав Глазычев отметил создание объединения региональных общественных палат, которое в свою очередь стало толчком к созданию подобных институтов там, где раньше их не было — «даже правительство Москвы уже готово для создания Общественного совета», констатировал Глазычев.
Светлана Разворотнева высказала мнение, что доклад слишком объемный и вполне мог бы быть сокращен на две трети. По мнению Разворотневой, многие куски доклада вообще не соответствуют заявленной теме: «Он больше похож на Википедию, с ссылками, диаграммами, которые только усложняют восприятие», — считает она. В то же время Разворотнева отметила, что многие выводы авторов не подтверждены фактами, а потому выглядят странными и дискредитируют ОП. Касательно раздела по местному самоуправлению Светлана Разворотнева сообщила, что к ее материалу, содержащему лучшие практики МСУ, «добавили негатива, зачастую вообще не имеющего отношения к местному самоуправлению».

Глава комиссии по развитию гражданского общества
Иосиф Дискин считает, что доклад получился. Он предложил в полном объеме отправить текст доклада президенту России, а для дальнейшего распространения сделать дайджест. Кроме того, Дискин заявил, что «читать доклад будет другая страна, нежели та, в которой он писался», поскольку за последнее время произошли серьезные изменения, налицо видимый рост гражданской активности. «Общество в таком состоянии всегда турбулентно, оно теряет рациональность, и к этому надо относиться с пониманием», — считает Дискин.
При этом на его взгляд в докладе недостаточно отражено создание Совета общественных палат субъектов РФ и те инициативы, которые были им инспирированы — слушания по проблемам ЖКХ, обсуждение взаимодействия общества и власти, тем более что «в послании президента мы услышали отклик на поднятые нами проблемы», — заявил Дискин. Он также считает важным отразить в докладе тему разгосударствления СМИ и создания общественного телевидения.

Глава Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека
Михаил Федотов, выступивший в Общественной палате, хорошо оценил доклад ОП. «Внимательно просмотрел текст, тем более что многие позиции мы писали вместе», — заявил Федотов.
При этом он обратил внимание на то, что в тексте доклада недостаточно подробно прописан раздел об общественном телевидении и нет указания о том, что законопроект об общественном контроле готовится силами ОП и Совета по правам человека. «Без гражданского общества никакие политические реформы не получатся. Хоть выбирай, хоть не выбирай губернаторов», — сказал Федотов по поводу Послания Президента Федеральному собранию. По его мнению самое важное — «направить волну гражданской активности в конструктивное русло».

В какой-то момент в зале прозвучала мысль о том, что доклад Общественной палаты очень сложен и скучен для чтения. «Это серьезный документ, а не веселые картинки. Он не должен быть легким и приятным чтением. Правильно, что там присутствуют схемы, статистика, аналитика, так и должно быть», — подчеркнул член Общественной палаты, сопредседатель ассоциации НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль»
Александр Брод во время своего выступления. Правозащитник отметил, что в итоговой версии документа хочет увидеть «более тщательной анализ деятельности НКО на региональном и федеральном уровне».
Член Палаты призвал обратить особенное внимание на реализацию идей, заявленных в Послании Президента РФ к Федеральному Собранию. «Нужно организовать очень серьезный экспертный и общественный контроль по тем законопроектам и конкретным решениям, которые будут предложены», — заявил он, говоря о том, что речь идет про выборность губернаторов, упрощение регистрации политических партий, антикоррупционную и бюджетную политику.
Брод отметил, что в обществе присутствует большой процент граждан с протестными настроениями. «Желание уехать, перевести детей, вывести за пределы России бизнес», — перечислял член ОП. «Нашей активностью и развитием общественного контроля мы будем стараться добиться результата в решении этих проблем», — резюмировал Александр Брод.

По вопросам социальной политики выступил и. о. главы профильной Комиссии ОП РФ
Борис Альтшулер. «Детям в России жить лучше не стало, в интернатах по-прежнему творится ужас, бедность семей с детьми просто зашкаливает», — заявил он. По данным общественника, семьи с детьми «вынуждены тратить основную часть своих бюджетов на еду».
По мнению Альтшулера, стране необходимо массово строить социальное арендное жилье. «Для этого само строительство должно значительно удешевляться, нужно бороться с аппетитами монополистой и картельными сговорами. В Чили и Венесуэле наши строители возводят жилье по 200-250 долларов за квадратный метр, а в России расценки в 5-6 раз выше», — пояснял он. 2 млн. российских инвалидов живут в жутких условиях, почти 300 тыс. инвалидов живут в интернатах, закрытые от общества. По словам члена ОП нужно создавать законодательную базу для «сопровождаемого проживания», которое позволило бы инвалидам получать социальные услуги по месту жительства. «Россия продолжает стареть, скоро мы приблизимся к точке невозврата. Если не начать сегодня поддерживать семьи, то еще 1-2 поколения — и России не будет», — резюмировал он.
Непростая ситуация сложилась и в системе образования. «За последние 10 лет было огромное количество реформ в системе образования, в результате система изменилась до неузнаваемости. Те, кто учит, и те, кого учат, часто не могут друг друга понять, так как их по-разному учили», — отметил член ОП, глава Института повышения квалификации и переподготовки Южного федерального университета
Юрий Волков.

О работе общественных наблюдательных комиссий за местами лишения свободы (ОНК) рассказала член ОП, глава Фонда помощи заключенным
Мария Каннабих. «Когда 3 года назад мы начали формировать ОНК, мы не знали какой огромный пласт мы подвинем на активную общественную деятельность», — отметила она. «Чем больше работают ОНК, тем больше это встречает противодействия в регионах. С одной стороны, это, конечно, плохо, но с другой стороны значит наша работа заметна», — рассудила Каннабих.
Пожаловавшись, что на местах силовые структуры (в частности, ФСИН) «стремятся, чтобы ОНК становились карманными» правозащитница похвасталась достижениями: в Петербурге общественники добились оперативной доставки медицинских препаратов и аппаратуры в медицинские учреждения при местах принудительного содержания граждан, а в Ярославской области ликвидировано детское учреждение закрытого типа, пребывавшее в ужасном состоянии.

По мнению
Владислава Гриба, доклад о состоянии гражданского общества в такой стране, как Россия, где 83 субъекта федерации и сто тысяч НКО необходимо писать не за два-три месяца, а начиная с января. «Только в нашей Палате проводятся десятки мероприятий, и после каждого можно добавить в доклад по несколько строк, — считает Гриб. Кроме того, по его мнению, было бы целесообразно писать ежемесячные отчеты комиссиям и рабочим группам ОП, а также обратить внимание на доклады субъектов, в которых также отражаются процессы, происходящие в гражданском обществе и где можно найти немало интересной информации.
Гриб предложил подключить к подготовке доклада Совет общественных палат, чтобы его члены также могли выступать с критикой и предложениями по содержанию документа. «Думаю, надо еще в январе составить что-то вроде техзадания, — полагает Гриб. — Таким образом мы дадим прогноз развитию гражданского общества, чтобы на его основе принимались управленческие решения». Еще одно предложение Владислава Гриба — в будущих докладах давать оценку и характеристику политическим партиям, которые также являются общественными объединениями граждан.

По мнению
Надежды Вавилиной, доклад действительно нередко переходит от анализа гражданского общества к анализу того, что вообще происходит в стране, но она считает это необходимым для наиболее полного понимания происходящего. Она также считает нужным убрать из доклада повторы, а также чрезмерное упоминание о деятельности самой ОП РФ: «Мы с вами много чего сделали, но это можно описать в другом документе», — полагает Вавилина. Ей также кажется целесообразным заявить повестку дня на будущий год: «Там обязательно нужно отметить, что пришла пора переходить от общественной активности по велению сердца к социальному участию, к взваливанию на себя ответственности за все, что происходит», — считает Надежда Вавилина.
Гарий Чмыхов полагает, что доклад должен больше учитывать реалии на местах, в регионах. Он также полагает, что развитию среднего класса в стране очень сильно мешает коррупция, «но в докладе ничего этого нет». Чмыхов также считает необходимым дать оценку судебной системе, без реформирования которой бороться с коррупцией просто немыслимо. Конкретное предложение общественника — сделать некоторые решения общественных объединений обязательными к исполнению властью, поскольку «люди хотят, чтоб их мнение слышали, но дальше разговоров дело не идет». Чмыхов привел в пример игнорирование властью решений схода граждан, протестующих против точечной застройки и сообщил, что, на его взгляд, «власть может поделиться своими полномочиями».
Елена Тополева внесла предложение дополнить доклад с учетом последних событий — возросшей активности граждан, их участия в выборах и того, что произошло потом. «Надо обязательно дописать эту часть», — заявила Тополева. Также на ее взгляд в докладе недостаточно отражены изменения в законодательстве, касающиеся деятельности НКО, которые произошли в этом году, в том числе при активном участии Общественной палаты. Кроме того, ей кажется важным добавить в доклад информацию о программе поддержки государством социально-ориентированных НКО, поскольку «Это прорыв в отношениях государства с общественными организациями», — считает Тополева.
Глеб Фетисов назвал положительным то, что в докладе впервые появился раздел о саморегулируемых организациях, поскольку «отражает взаимоотношения граждан между собой. В том числе в профессиональной сфере». Кроме того, Фетисов предложил исключить из доклада пункт об улучшениях работы арбитражных судов и о том, что ситуация в судах общей юрисдикции вовсе не катастрофическая. «Это мнение каких-то экспертов, но давайте спросим мнения гражданского общества», — заявил Фетисов. По его словам, третья ветвь власти вообще не хочет контактировать ни с каким видами общества, на личный прием к председателю суда сейчас невозможно попасть даже члену Общественной палаты РФ, так как такой прием попросту не ведется. «Преждевременно давать этому институту положительную оценку», — считает Фетисов.
Он также считает важным поднять вопрос о состоянии физкультуры и спорта в России, особенно накануне Олимпиады. «Ситуация катастрофически ухудшается из-за непрофессионализма кадровой политики, разрушения спортивных федераций и ассоциаций, во главе которых стремятся встать далекие от спорта люди. В некоторых случаях им это удается за счет использования системы аккредитации в Госкомспорте в качестве инструмента давления».

Глава рабочей группы ОП РФ по делам Кавказа
Максим Шевченко выступил с предложением о подготовке отдельного ежегодного доклада по Северному Кавказу. «Ситуация на Кавказе очень тревожная, существуют проблемы во взаимодействии элит и остальной части общества. Кавказ — это более 100 этносов, несколько религиозных направлений», — подчеркнул он. При этом, по словам Шевченко, в регионе много различных общественных объединений, «но они не слышат друг друга, их нужно вывести на общую площадку». «Необходимо создать Кавказский гражданский форум. Надеюсь, ОП поддержит его», — заключил он.
До 15 января рабочая группа по подготовке Доклада ОП принимает предложения членов Палаты по доработке текста. Итоговый документ будет опубликован на нашем сайте и передан Президенту РФ.