RSS Eng

21 января, 2008

RSS

Печать

Общество должно стать главным заказчиком коммунальных услуг

22 января в рамках Гражданского форума пройдет заседание секции «Местное самоуправление: проблемы ТСЖ и управляющих компаний». Насколько обоснованным было включение, казалось бы, узкоотраслевой тематики ТСЖ и управляющих компаний в повестку дня форума, рассказывает член Общественной палаты Леонид Давыдов:

 «Дело в том, что именно жилищные вопросы сегодня больше всего затрагивают интересы граждан. Можно выделить целый ряд направлений общественной активности. Одни опасаются за свои права (жители общежитий, неприватизированных квартир, ветхого жилья). Другие всерьез и не без оснований опасаются, что лопнувшая труба может обесценить последствия ремонта в квартире или оставить дом без тепла и воды, а взрыв бытового газа и вовсе может разрушить дом и унести человеческие жизни. Третьи не могут молчать, будучи измождены неэффективностью и коррумпированностью системы ЖЭКов. Четвертые каждый месяц с тревогой ожидают перерасчета тарифов на ЖКХ. Пятые устали терпеть разруху во дворах и подъездах.
 
Нельзя сказать, что уже достигнута точка кипения. Многие граждане по-прежнему не верят, что могут что-то изменить. Или оказываются легко уязвимыми перед манипуляциями со стороны муниципальной власти (которая часто решает собственные корыстные задачи – например, по подготовке к номенклатурой приватизации системы ЖЭКов). Но число позитивных примеров, когда именно жители добиваются реальной модернизации ЖКХ, растет. По сути, они – единственный участник системы ЖКХ, заинтересованный в проведении инноваций.
 
В повестке дня предстоящей секции я бы выделил четыре основных направления. Первое – выяснение позиции чиновников. Сегодня Рострой неплохо понимает работу отрасли, Минрегионразвития – особенности реформы в отдельных территориях, антимонопольная служба – причины непоявления конкурентной среды в ЖКХ. Но общих подходов к реформе сформировать не удалось. Второе – экспертный анализ ситуации: выбор оптимальных инструментов модернизации, учет зарубежного опыта, анализ работы уже имеющихся ТСЖ, управляющих компаний. Третье – выступления общественных активистов с анализом имеющихся у граждан стереотипов о ЖКХ и разбором случаев, когда граждане успешно добивались защиты своих прав на достойные условия существования. Четвертый – формирование плана действий на ближайшие месяцы – потому что, повторюсь, только граждане могут стать двигателями преобразований в ЖКХ.
 
Что же касается региональных и муниципальных властей, то эту категорию участников я бы выделил особо. У местных администраций есть целый ряд серьезных запросов. Первый – как организовать работу с общественными активистами? Одним нужно просто формально отчитаться о проведении собраний жильцов, другим – использовать настроения граждан как инструмент давления на муниципальные власти, третьим – реально понять ситуацию в жилищно-коммунальной сфере отдельных территорий. Второй – где найти квалифицированные кадры управленцев? Третий – как получить эффективные рекомендации и пособия по управлению жилищно-коммунальной сферой? Думаю, Гражданскому форуму здесь придется брать инициативу в свои руки и создавать эффективный механизм выработки оптимальных рекомендаций и решений, не дожидаясь, пока это кто-то сделает за нас. Потому что сложившаяся сегодня ситуация драматична. Внутриотраслевая дискуссия по теме ЖКХ идет уже не первый день, наработан большой опыт в части проработки отдельных аспектов модернизации ЖКХ. Но столь же радужные планы готовились и пять, и десять лет назад, а дело с мертвой точки не сдвигается – наоборот, система деградирует.
 
Общество сегодня либо боится темы ЖКХ, относится к ней со страхом или брезгливостью, а те, кто пытается что-то изменить, чаще всего не знают, с помощью каких инструментов эти изменения внедрять. Коммунальщики же, наоборот, про механизмы и инструменты как раз все понимают, но использовать их для модернизации не готовы по самым разным причинам. И дело тут не обязательно в чьей-то злой воле. Когда 24 часа в сутки разрываешься между лопнувшими трубами, перебоями с энергоснабжением и организацией вывоза мусора, не остается сил и времени ни на запуск изменений, ни на диалог с гражданами. Это вовсе не уникальная особенность ЖКХ, просто в других институтах дело организовано немного поумнее. Возьмем, например, армию – ведь там никому не придет в голову возложить на зам по тылу обязанности специалиста по воспитательной работе или заму по боевой подготовке обязанности зама по тылу – у каждого из них свои функции. В ЖКХ же именно специалисту по трубам поручают организовывать собрания жильцов – не случайно они все время проваливаются. Т.к. управление коммунальной сферой и общение людей - немного разные вещи и заниматься этим должны разные специалисты или хотя бы любители.
 
Настало время понять, что местное самоуправление отнюдь не сводится к сугубо коммунальной проблематике. Сегодняшнему самоуправлению не хватает психологии заказчика жилищно-коммунальных услуг. Муниципалитеты и коммунальщики слишком часто играют в одной команде – команде коммунальщиков, но никакого результата это не приносит. Пассивность МСУ и граждан приводит к тому, что движущей силы для модернизации ЖКХ вовсе нет. И до тех пор, пока активная часть общества и МСУ не станут совместно выступать в качестве заказчика коммунальных услуг – с мертвой точки дело не сдвинется.
 
Происходящие сейчас робкие изменения в сфере ЖКХ (например, установка счетчиков) рано или поздно приведут к качественным изменениям в массовой психологии. Граждане обнаружат, что стали не только собственниками квартир, но и подъездов, подвалов, инфраструктуры. В наших силах – сегодня и сейчас показать гражданам, что инициативу в свои руки можно брать уже сейчас, не дожидаясь коммунальной катастрофы. Для этого начинать надо даже не с ЖКХ, а именно с местного самоуправления. Думаю, Гражданский форум позволит не просто обменяться мнениями, но и предложит планы и механизмы трансформации МСУ в интересах жителей нашей страны».
 
Пресс-служба Общественной палаты РФ по материалам СМИ
 

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться