RSS Eng

19 февраля, 2021

RSS

Печать

Сергей Собянин рассказал о столичной системе поддержки людей с ментальными особенностями

По словам мэра, дети с серьезными ментальными проблемами, как правило, остаются жить в детдомах до 18 лет, а затем переезжают в психоневрологические интернаты. Однако существует множество примеров успешной социализации таких детей-инвалидов. Подробнее>>

Андрей Царёв

19.02.2021 11:29

Андрей Царёв

 «В последние годы в нашей стране предпринимается много усилий для того, чтобы изменить жизненную ситуацию людей с ментальными нарушениями, в частности те меры, о которых сообщает Сергей Собянин. Создание условий, благодаря которым человек с особенностями развития становится более самостоятельным, готовым с большим или меньшим сопровождением жить в обществе, а не в изоляции — важнейшая задача общества и государства.

Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, которая ориентирует нас на включение людей с инвалидностью (в том числе с ментальной) в активную жизнь общества. Для реализации этой задачи важно выстраивать систему сопровождения таких людей от рождения и на протяжении всей жизни. Такая система включает цепочку связанных компонентов.

Во-первых, особый ребенок должен жить в семье, как все дети. Для этого нужно поддержать семью, обеспечив ее сопровождением в решении проблем (психологических, правовых, медицинских, психолого-педагогических, социальных и др.), возникших как следствие инвалидизации ребенка. В этом случае снижаются риски распада семьи, передачи ребенка в интернатное учреждение, потери работы и т. д.

Во-вторых, особый ребенок нуждается в помощи специалистов, и необходимо как можно раньше начинать оказывать эту помощь. Поэтому должно стать нормой, что в каждом городе работает служба ранней помощи, помогающая семье и ребенку.

В-третьих, образование должно иметь необходимые условия (кадровые, материально-технические) для того, чтобы дошкольник и школьник с особенностями развития мог получать доступное для него образование в группе сверстников, а не на дому. В этом случае происходит социализация ребенка и нормализация жизни семьи — ведь родители не связаны необходимостью быть постоянно рядом и могут работать, заниматься своими делами, пока ребенок в детском саду или в школе.

В-четвертых, став взрослым, человек с ментальной инвалидностью должен иметь возможность трудиться (или быть занятым иной значимой деятельностью) и жить у себя дома, а не в учреждении. Такая возможность может быть обеспечена только через сопровождение, которое позволяет человеку с ментальной инвалидностью реализовать свой потенциал (даже если он очень маленький) самостоятельной жизни в обществе.

Модели таких систем уже созданы и развиваются в нашей стране в Псковской, Владимирской, Нижегородской областях, в Санкт-Петербурге, а теперь и в Москве. Преимущественно они инициированы НКО и поддержаны государством, но их масштабирование затруднено, потому что нет соответствующих законодательных и нормативно-правовых условий, достаточных для замены устаревших форм жизнеустройства людей с ментальными нарушениями.

Развитие происходит благодаря настойчивости родителей, НКО и политической воле руководителей регионов. Для масштабных устойчивых изменений в жизнеустройстве людей с ментальными нарушениями нужно законодательное закрепление механизмов системы сопровождения (в т. ч. сопровождаемого проживания, сопровождаемой трудовой деятельности, распределенной опеки и др.), нужны ресурсы и поэтапное внедрение компонентов системы».

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться