17 ноября, 2020
RSSПечать
Кабмин предлагает ужесточить требования к НКО-иноагентам
В России предлагают обязать некоммерческие организации — иностранные агенты направлять в Минюст документы для проведения своих мероприятий. Соответствующий правительственный законопроект внесен в Госдуму и есть в распоряжении «Парламентской газеты».

17.11.2020 19:42
«С учетом того, что мы сегодня видим в рамках международных отношений и в “стране победившей демократии” — США, и в целом ряде других стран на выборах, считаю вполне справедливым усилить форматы информационного обмена между некоммерческими организациями, признанными иноагентами, и государством.
Отмечу, что усиление формата отчетности происходит из-за того, что иноагенты ¬– юридические лица пытаются по формальным признакам обойти свой статус — открывают организации-клоны, работают без образования юридического лица. При этом источники их финансирования не просто не прозрачны, но и имеют высокую вероятность пополнения бюджетов из иностранных источников, в том числе организаций являющихся нежелательными в Российской Федерации, близких к разведсообществам различных стран.
Еще один важный вопрос — это статус руководителей и активных деятелей таких некоммерческих организаций. Здесь необходимо задумываться и о распространении статуса иноагента на физических лиц, поскольку именно они выступают учредителями и руководителями таких НКО. Получив статус иноагента, они открывают новые НКО, используя различные бюрократическо-формальные процедуры, чтобы избежать отчетных процедур. По таким физическим лицам необходимо также принимать отдельное решение — их статус должен быть определен в законе. По соображениям справедливости здесь должны работать определенные механизмы ответственности, в том числе и рамках формальных избирательных процедур. Материалы физических лиц, признанных иноагентами, в рамках избирательных кампаний я предложил бы рассматривать именно с пометкой “кандидат-иноагент”. Это вполне допустимо.
Необходимо упорядочивание мер ответственности иноагентов, будь то физические или юридические лица, которые наносят ущерб демократии или становятся тормозом в развитии института гражданского общества в России. Статистика говорит, что в стране насчитывается все лишь несколько десятков иноагентов, а НКО, зарегистрированных в соответствии с законом, более 200 тысяч. Поэтому вопрос состоит именно о том, чтобы Россия имела юридический инструментарий для защиты своих национальных интересов для недопущения влияния иностранных государств на политические и экономические процессы, на процессы, связанные со взаимодействием элит.
Все гипотезы о том, что новый формат отчетности или признание конкретного лица иноагентом может ограничить свободу слова и серьезно повлиять на избирательные процедуры, безусловно, не состоятельны».

17.11.2020 16:57
«Я недавно рассказал о том, что вместе с коллегами по Общественной палате обратился в Министерство юстиции РФ: мы попросили подготовить поправки в законодательство для усиления контроля за иностранным финансированием некоммерческих организаций.
Мы хотим обратить внимание на ряд нестыковок между действующим российским законодательством об иноагентах и стандартах в этой сфере, которые приняты на Западе.
На наших глазах ряд организаций (среди них известные “правозащитные движения” — причем “правозащитные” в интересах других стран), получив статус иноагента, решили обойти закон, ликвидировав юрлицо, и продолжили действовать дальше уже как группа физлиц.
То есть мы видим, что российское законодательство об НКО-иноагентах очень мягкое по сравнению с теми же западными стандартами (знаменитый FARA — Foreign Agents Registration Act, США). То есть в нем никак не учитываются новые формы сетевой работы групп интересов.
Поэтому здесь можно (и нужно) предложить следующие меры.
Должна быть возможность (по аналогии с законодательством США) объявлять лицами, действующими в интересах иностранных государств, физических лиц, занимающихся политической деятельностью и получающих иностранную финансовую или иную поддержку.
На примере своем и моей коллеги по ОП РФ Марии Бутиной мы знаем, что по американскому закону осуществляется распространение статуса иноагентов на физлиц и жесткое (вплоть до тюремного заключения) преследование за уклонение от декларирования деятельности таких “иноагентов” и использования соответствующей маркировки.
Для таких граждан должны быть введены дополнительные ограничения по аналогии с ограничениями для НКО-иноагентов: например, должны быть ограничены их возможности влиять на принятие государственных решений; возможно, нужно вести речь о запрете занимать определенные государственные должности.
Конституцией РФ запрещено людям, замещающим целый перечень должностей госслужбы, иметь иностранные счета, имущество… Странно, когда будет сохраняться возможность занимать важные государственные должности — и при этом получать финансирование из-за рубежа».
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям