
Летом 2019 года одинокая мама Елена З. была вынуждена переехать в Москву из Алтайского края вместе со своими двумя детьми, Ольгой и Кириллом. Причиной переезда стало тяжелое состояния дочери, которая страдает муковисцидозом в терминальной стадии заболевания.
Семнадцатилетняя Ольга круглосуточно находится на кислородной и антибактериальной терапии, стоит в листе ожидания на пересадку легких в московской клинике и нуждается в постоянном присутствии матери. Ее одиннадцатилетний брат Кирилл вынужден продолжать учебу в столице, но с этим возникли серьезные трудности.
Ситуация с устройством в школу Кирилла осложняется особенностью его психического развития, предполагающей специальный подход к обучению. Мальчик должен учиться по специальной программе в коррекционной школе VIII типа. Устроить его в такую школу оказалось затруднительно из-за отсутствия у семьи постоянной регистрации в г. Москве.
«Любой ребенок должен получать образование, это его конституционное право, — говорит заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике
Екатерина Курбангалеева. — Для учебы в школе, если ребенок не находится по месту своего проживания, ему достаточно временной регистрации. Но в данном случае у ребенка есть особенности развития. Ему нужна школа VIII типа: чтобы туда устроиться, родителю нужно предоставить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), а чтобы пойти на комиссию, нужно заключение психиатра. А вот эту услугу получить семья не могла, поскольку оплачивается она из регионального бюджета (в частности, московского). Ситуация еще осложняется тем, что мама не может отлучаться от старшей дочери, потому что Ольга находится на постоянном кислородном обеспечении».
По словам общественницы, вышеупомянутую услугу также можно получить на коммерческой основе, но одинокая мама не в той ситуации, чтобы оплатить немаленькую сумму: «Получается замкнутый круг. В результате Кирилл почти два месяца не ходит в школу».
«Мы начали распутывать этот клубок, — рассказывает Екатерина Курбангалеева. — Сначала мы заручились поддержкой нашего коллеги, члена ОП РФ Георгия Костюка (главный психиатр г. Москвы и главный врач психиатрической больницы № 1), который откликнулся моментально. Большое ему спасибо! В результате столичной психиатрической службой было организовано выездное заключение специалиста. Дальше было уже проще, но очередь на ЦПМПК была только на конец ноября! Мы созвонились с руководителем, объяснили всю нестандартность и сложность ситуации, написали письмо. Комиссия также пошла навстречу, мы очень признательны главе комиссии Ольге Дониченко. В результате ребенка приняли через три дня», — рассказала общественница.
После этого возникла проблема со школой в пешей доступности от дома: учительница класса, куда собирались определить Кирилла, не хотела принимать нового ученика и, по словам Екатерины Курбангалеевой, «сулила мальчику, мягко говоря, непростую перспективу обучения».
В конце прошлой недели Кирилла наконец определили в спецшколу. Мальчик сможет продолжить обучение, однако добираться до школы ему придется на автобусе.
Мама Кирилла Елена выразила большую благодарность за помощь, направив обращение на сайт ОП РФ.
«Екатерина Шамильевна, хочу выразить Вам огромную благодарность за помощь моему сыну Кириллу в прохождении ЦПМПК. Если бы не Вы, мы до сих пор не смогли бы пройти комиссии, так долго длилась вся эта бюрократия и волокита. Но, когда Вы вступились, все пошло как по маслу. Огромное Вам спасибо, поклон до земли, а также хочу поблагодарить Ирину Дмитриеву (помощница Екатерины Курбангалеевой. — Прим. ред.). Вы проделали огромную и эффективную работу, а самое главное, что Вы остались неравнодушны к моей тяжелой ситуации, еще раз огромное спасибо!» — написала заявительница в своем письме.