RSS Eng

01 апреля, 2021

RSS

Печать

Законопроект о семеноводстве вызывает опасения и у бизнеса, и у научных институтов

В ОП Самарской области провели экспертизу соответствующего документа

Законопроект о семеноводстве вызывает опасения и у бизнеса, и у научных институтов

Участники совместного заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства и комитета по развитию и инновациям агропромышленного комплекса при Союзе «Торгово-промышленная палата Самарской области» обсудили проект федерального закона «О семеноводстве».

«В настоящее время на территории РФ проходит реформа контрольно-надзорной деятельности в сельскохозяйственной отрасли, которую по-другому еще называют регуляторной гильотиной, — напомнила заместитель председателя профильной комиссии Общественной палаты Самарской области Людмила Сенилова. — Была поставлена задача обновить законодательство, сделать его более простым и понятным, ввести нормы, которые были бы направлены на поддержку и развитие бизнеса. Сегодня можно говорить о первых итогах этой реформы. К сожалению, на данный момент приняты не все нормативные документы. В частности, проект федерального закона, который мы сегодня рассматриваем, и который обновляется также в рамках данной реформы, до сих пор проходит обсуждение. Внимание к нему очень большое. С одной стороны, есть понимание, что законопроект нужный. С другой стороны, и научное и предпринимательское сообщество заявляют о необходимости пересмотра и доработки предложенного варианта документа, поскольку есть опасения, что ряд его положений может негативно отразиться и на огромном количестве предпринимателей, и на научных отраслевых институтах и объединениях».

Как отметил эксперт комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства директор Самарского филиала НИИСХ — филиала СамНЦ РАН, профессор РАЕ Алексей Милехин, к настоящему моменту текст законопроекта уже существенно доработан, и многие проблемы, которые озвучивались в ходе состоявшихся ранее обсуждений, были исключены, а сам документ серьезно расширен.

«Закон, принятый в 90-е годы был рамочный, приносил определенную пользу, но уже морально устарел, поскольку жизнь течет, экономическая ситуация меняется. В рассматриваемом законопроекте более четко представлена роль государства, серьезно расширен раздел основных понятий; впервые предлагается внести непосредственно в федеральный закон государственный реестр сортов, которые допущены до производства на территории РФ, — это очень существенный положительный момент, — подчеркнул Алексей Милехин. — При этом наконец-то ставится точка в обсуждении вопроса о том, как наполнять данный реестр: статья 7 законопроекта предусматривает испытание и оценку сортов на хозяйственную полезность в регионах РФ. Мы считаем, что это положительно скажется на развитии селекции и семеноводства. Статья 17 предусматривает ведение новой информационной системы контроля: вводится по сути тотальный контроль над произведенными партиями сельхозпродукции. Со стороны создателей сортов, мы в данном случае полностью за, поскольку это дает возможность полностью контролировать производство тех или иных сортов (или гибридов) на территории страны».

Но если для селекционеров это положительное нововведение, то для сельхозтоваропроизводителей оно, безусловно, повлечет за собой определенное финансовое бремя: дополнительные сотрудники, которые должны будут работать в системе и пр.

Состоявшееся в рамках заседания обсуждение в целом показало, что и представители научного сообщества, и представители бизнеса считают новый закон актуальным и современным, совершенно необходимым, однако, каждая сторона опасается дополнительных финансовых обязательств.

«Статьей 6 законопроекта впервые вводится госпошлина за включение в государственный реестр новых сортов либо каких-либо изменений и для резидентов, и для нерезидентов. Считается, что это нововведение заставит селекционеров более взвешенно относиться к подаче заявки на государственную регистрацию. Наш институт ежегодно подает порядка 5-6 сортов на государственное сортоиспытание, и, как правило, 100% по итогам испытаний включается в государственный реестр. Судя по всему, учитывая размер государственной пошлины, теперь нам придется подавать меньше сортов. Разработчики законопроекта говорят о возможности возмещения суммы госпошлины из федерального бюджета, но, на наш взгляд, это невозможно, если пошлина вносится, по сути, как налог. Эта статья больно ударит и по предприятиям, которые занимаются садовыми, декоративными культурами», — рассказал Алексей Милехин.

«Очень животрепещущий момент — оборот семян (статья 23 законопроекта): основной постулат этой статьи — введение тотальной системы сертификации. Сегодня сертификация соответствия добровольная. Эта же статья бьет по системе ускоренного внедрения нового сорта, по сути, уничтожая ее», — считает эксперт.

Кроме того, по словам Алексея Милехина, у представителей научного сообщества есть опасения по поводу того, как этот закон в случае его принятия будет реализовываться на практике.

По мнению директора ФГБУН Самарский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, академика РАН Сергея Шевченко, положения законопроекта уравнивают позиции сельхозтоваропроизводителей и селекционеров.

«Это торжество справедливости и это имеет глубокий экономический смысл, — уверен эксперт. — Суммы госпошлин действительно велики, но мы будем готовы подчиниться. Однако только при условии: раз сорт является средством производства, и государство обеспечивает охрану его использования, то за использование такого средства производства придется платить, — это мировые тенденции. Парадигма закона очень правильная, ее реализация позволила бы решить вопросы „бедности“ науки, способствовала бы росту конкурентоспособности нашей науки. Закон в целом очень современный, хотя сельхозтоваропроизводители могут говорить, что они не готовы к такому повороту событий».

«Новые статьи, которые требуют дополнительные расходы со стороны сельхозтоваропроизводителей, нас, мягко говоря, не радуют», — признал член Комитета по развитию и инновациям агропромышленного комплекса при Торгово-промышленной палате Самарской области, исполнительный директор НП «Союз картофелеводов Самарской области» Олег Виноградов, вместе с тем высказавшись в пользу необходимости поддерживать совместные шаги селекционеров и сельхозтоваропроизводителей по развитию отечественных сортов.

Без соответствующего реалиям сегодняшнего дня закона трудно поддерживать на должном уровне развитие отечественной селекции, — согласился эксперт комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства, генеральный директор ООО «СоюзАгроТорг» Олег Михеенко, отметив: «Мы с пониманием относимся к законопроекту: действительно нужно выводить на новый уровень регистрацию сортов, оплату селекционных услуг. Садоводы используют немного сортов и меняют их нечасто, потому для них суммы не критичны».

«Позиция министерства заключается в том, что закон однозначно нужен: об этом же говорят и бизнес, и научное сообщество. Поэтому мы его в целом поддерживаем. Однако нововведения усилят финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей. Должен быть найден какой-то компромисс между наукой и бизнесом, в том числе в части роялти, пошлин и пр.», — отметил, со своей стороны, руководитель управления растениеводства и земледелия департамента растениеводства, механизации и мелиорации министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Сергей Кирсанов.

В министерстве также согласны с тем, что нет необходимости в тотальном контроле за определением в посевах генно-модифицированных организмов, потому что лаборатории в таком случае не справятся с массовостью, что может привести к срыву сроков посевных кампаний. Отдельное опасение чиновников связано с тем, что конкурентоспособность отечественных селекционеров может снизиться по сравнению с зарубежными, в случае, если, стараясь избежать лишних расходов, наши научные институты будут выборочно подавать сорта на государственное сортоиспытание: ведь очевидно, что у их зарубежных коллег гораздо больше финансовых возможностей.

«Закон должен быть направлен в первую очередь на поддержку отечественного семеноводства, — уверен Сергей Кирсанов. — В настоящее же время мы видим засилье семян иностранной селекции по кукурузе и подсолнечнику, ряду других культур».

Последнее обстоятельство объясняется тем, что импортные семена по этим культурам действительно лучше отечественных, — считает Людмила Сенилова. Поэтому для сельхозтоваропроизводителей, использующих импортный материал, особенно важны положения законопроекта, которые касаются ввоза семян.

«Возможны случаи, когда покупатель проплатил поставку, но ничего не получит, так как партия будет уничтожена, если она не соответствует качеству. Предусматривается не возврат, а уничтожение партии. Это нарушение права собственности. И ущерб никак не будет компенсирован, — обратила внимание Людмила Сенилова. — Реформа необходима, но вместе с плюсами мы можем получить минусы, которые потом будем вместе мужественно преодолевать».

«Контракт между покупателем в России и поставщиком из-за рубежа — в любом случае предпринимательская деятельность, которая несет определенные риски, — это нужно понимать. Законопроект предусматривает охрану территории РФ от завоза семенного материала, который может нанести вред», — озвучил позицию надзорного ведомства руководитель отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна управления Россельхознадзора по Самарской области Виктор Раудин, вместе с тем согласившись, что уничтожение, действительно, «наверное, слишком суровая мера»: должна быть возможность вернуть партию поставщику, что снизит риски экономических потерь для отечественных предпринимателей.

Как сообщил начальник отдела комитета Самарской Губернской Думы по сельскому хозяйству и продовольствию Игорь Нагорнов, законопроект уже был рассмотрен профильным комитетом областного заксобрания и, — буквально накануне, — выносился на обсуждение в ходе очередного заседания Самарской Губернской Думы.

«Мы оперативно собрали замечания и предложения, в первую очередь, от научного сообщества, и доведем их до профильного комитета Государственной Думы», — заверил Игорь Нагорнов.

«Сегодня законопроект проходит обсуждение в регионах, по результатам которого он будет либо вынесен на рассмотрение в первом чтении, либо отложен», — отметил депутат Государственной Думы ФС РФ от Самарской области Игорь Станкевич, подчеркнув, что мнения из регионов очень ждут. Но это должны быть очень четко сформулированные, конкретные предложения.

«Законопроект назрел. Сельское хозяйство в Российской Федерации развивается: в прошлом году впервые экспорт превысил импорт — это достаточно серьезный показатель. Необходимо, чтобы наши производители могли работать на зарубежных рынках. И в законодательном плане нужно действовать на опережение, дать возможность нашим селекционерам работать», — призвал Игорь Станкевич.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться