01 апреля, 2021
RSSПечать
Знакомство с миром начинается со школьного музея
В ОП Башкортостана обсудили развитие музейного дела в школах республики

Общественная палата Республики Башкортостан совместно с Общественной палатой России провела круглый стол «Роль школьных музеев и некоммерческих центров дополнительного образования школьников в формировании культуры и социокультурного пространства регионов».
Член комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина поделилась своим опытом вовлечения детей в изучение искусства в рамках работы в картинной галерее, рассказала о том, как ей удалось получить миллиардный грант от Всемирного банка реконструкции и развития на проект.
Общественница убеждена, что школьный музей — это то, с чего начинается знакомство школьников с интересным миром вокруг.
«Не обязательно ездить куда-то далеко, достаточно заглянуть в школьный музей и увидеть то, какие реликвии принесли туда его одноклассники и учителя, — сказала Татьяна Куюкина. — Из одного орнамента, изученного в школьном музее, может вырасти целая история».
Член Общественной палаты России, исполнительный директор Общественного фонда развития города Уфа Ольга Панчихина подготовила для руководителей школьных музеев обзор сайтов грантодателей и организаторов конкурсов. По ее словам, руководители школьных музеев могут также принять участие в конкурсе на соискание Общественной городской премии «Достояние столицы».
«Деятельность детей в составе школьного музея приучает к скрупулезности, умению общаться с людьми. С детьми можно делать много разных интересных проектов, учитывая их восприятие, их умение работать с гаджетами», — сказала Ольга Панчихина. — Благодаря инициативе руководителей музеев дети узнают много полезного. Вы наши соратники, двигатели, в нашем фонде мы тоже хотим вас поддержать, собираемся проводить профильный конкурс для вас, у нас есть это в планах. Предлагаю вам активнее сотрудничать с НКО-сектором, ознакомьтесь с участниками проекта «Живая сеть НКО» — это ваши потенциальные партнеры«.
Главная проблема руководителей школьных музеев в том, что им не хватает достаточно времени, поскольку их основная занятость — это преподавание школьных предметов в рамках утвержденного расписания.
«Из года в год мы обсуждаем развитие школьных музеев в республике, их работа организована на высшем уровне, наши музеи занимают призовые места в федеральных конкурсах, мы принимаем в них самое активное участие. Но нам нужна поддержка. Чтобы воспитать патриота из ребенка в стенах школьного музея, нужно заниматься этим систематически. Дайте нам ставку руководителя школьного музея, у нас появится время полноценно вести эту работу, писать гранты, реализовывать интересные проекты», — сказала учитель истории Башкирской республиканской гимназии-Интерната № 1 им. Р. Гарипова г. Уфа, руководитель историко-краеведческого музея им. З.В. Хисматуллиной Чулпан Хамидуллина. По ее словам, руководство школы очень поддерживает ее в развитии школьного музея, однако не во всех школах такая ситуация по республике.
Заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Филюс Миназов отметил, что это утопия — обещать всем руководителям школьных музеев ставку с 1 сентября, но стремление им помочь есть, поэтапно министерство будет работать над этим.
В планах чиновника с начала следующего учебного года запустить в работу методические рекомендации для педагогов по организации работы школьного музея с учетом успешных практик в других регионах, с учетом опыта, озвученного на круглом столе, и наработками самих школьных музеев.
Экс-заместитель председателя Общественной палаты РБ, бывший министр образования республики Галия Мухамедьянова поблагодарила руководителей школьных музеев за работу, попросила их теснее взаимодействовать с профильными министерствами, обращаться к ним за помощью, а также можно обратиться в Музей истории развития образования РБ.
«У школьных музеев огромный образовательный и воспитательный потенциал. Их надо беречь, развивать, модернизировать их деятельность. Важно обеспечить в этой связи взаимодействие государственных органов и общества. Площадкой для гражданского диалога, новых образовательных проектов может быть Музей истории развития образования РБ, который отметил свое двадцатилетие. Появилась новая Концепция развития музея на 2021-2025 годы. Формировать нового человека будем вместе», — сказала в завершение мероприятия Галия Мухамедьянова.