RSS Eng

29 января, 2021

RSS

Печать

Что привлекает и отпугивает потенциальных инвесторов в российских регионах?

обсудили члены профильной комиссии ОП Самарской области

Что привлекает и отпугивает потенциальных инвесторов в российских регионах?

Участники заседания круглого стола, организованного комиссией Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства, обсудили проблемные вопросы, с которыми сталкиваются инвесторы при реализации своих проектов на территории региона.

«Пандемия новой коронавирусной инфекции внесла свои коррективы во все сферы жизни, в том числе и в инвестиционную составляющую. Однако жизнь продолжается, нужно искать новые форматы работы, новые варианты, пути и средства восстановления и развития экономики. Правительство РФ проводит достаточно большую работу, и на сегодняшний день на федеральном уровне наработано достаточное количество интересных практик, которые могут и должны быть внедрены, — отметила модератор круглого стола, заместитель председателя профильной комиссии Общественной палаты Самарской области Людмила Сенилова. — Одна из таких практик — бизнес-гиды. Эта практика, появившаяся в 2018 году, была разработана Минэкономом РФ, которое выбрало 10 пилотных регионов для ее внедрения: предполагалось, что бизнес-гидом становится заместитель руководителя региона либо муниципалитета с достаточно широкими полномочиями и персональной ответственностью за результаты своего труда, что само по себе необычно для чиновников. Бизнес-гид должен заинтересовано подходить к любому инвестору и пытаться выстроить для него „зеленый коридор“. Например, в Ивановской области внедрение подобной системы позволило совершить настоящий рывок, несмотря на не самый высокий экономический потенциал региона. Только внимательное, бережное отношение к инвестору поможет привлечь денежные средства, удержать их и позволит говорить о развитии».

С 2014 года в России составляется национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах, который оценивает усилия региональных органов власти по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. В 2017 году Самарская область занимала в этом рейтинге 65 место, в 2018 году — 48, в 2020 году — 22 место.

«И это не предел, потенциал у области огромен», — уверен член областного комитета Самарской областной организации профсоюза работников малого и среднего предпринимательства, общественный представитель «Агентства стратегических инициатив» по направлению «Предпринимательство и технологии» Александр Дроботов.

Вопросам государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне уделяется достаточно серьезное внимание, разрабатываются различные инструменты, методики повышения инвестиционного рейтинга регионов. Кроме того, разработан единый перечень мер поддержки в муниципальных образованиях РФ: потенциальные инвесторы, обратившись к данному документу, могут увидеть, на какую именно поддержку им стоит рассчитывать в том или ином случае.

«Количество мер поддержки из года в год растет, повышается качество работы органов власти по сопровождению инвестиционных проектов. В течение последних лет в целом в России идет постепенный рост капитальных вложений в основные средства, хотя этот рост не такой интенсивный, как хотелось бы», — заметил Александр Дроботов.

Вместе с тем, безусловно, есть и ограничивающие факторы роста инвестиционной привлекательности регионов. И именно здесь разворачивается основная конкуренция среди субъектов Федерации: ведь устранение подобных факторов ведет к росту инвестиционной привлекательности. В числе таких факторов, например, условия подключения к инженерным сетям: порой по этой причине проект «стоит на месте» в течение полутора-двух лет, а то и дольше. Поэтому некоторые регионы берут на себя обязательства по сокращению сроков подведения инженерных сетей.

«Значение имеет позиция органов власти и местного самоуправления, договоренности с сетевыми организациями на местах, — подчеркнул Александр Дроботов. — Еще один проблемный момент заключается в том, что органы исполнительной власти в регионах медленно и неохотно вовлекаются в процесс продвижения продукции региональных компаний, пока только учатся выстраивать отношения с внешними рынками. Между тем, для многих инвесторов, которые могли бы придти в регион, эти позиции являются ключевыми».

«В Самарской области выстраивается системная работа по поддержке инвесторов, — заявил руководитель департамента инвестиционной, инновационной политики и внешнеэкономических связей министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Абрамов. — Мы работаем с инвесторами и на прединвестиционной фазе и на стадии реализации инвестиционных проектов. Готовы работать и на следующих стадиях с новыми идеями. Поддержка, связанная с сопровождением инвестора, включает информационную, консультационную и другие составляющие, возможность быстрого взаимодействия с различными органами власти, принимающими решения, и ресурсоснабжающими организациями. Этому направлению уделяется большое внимание, создано Агентство по привлечению инвестиций — инструмент, доказавший свою эффективность: такое агентство может оперативно и гибко решать различные вопросы, с которыми сталкиваются инвесторы. Много вопросов возникает на муниципальном уровне, поэтому муниципалитеты, заинтересованные в привлечении инвестиций на свои территории, должны также либо создавать подобные структуры, либо назначать кураторов для крупных инвестиционных проектов».

«Инвестиционная политика заключается не только в работе с конкретным инвестором, но и в создании условий для того, чтобы эта работа могла осуществляться, — подчеркнул представитель минэкономразвития. — Большое внимание уделяем созданию площадок для привлечения инвесторов, развитию Особой экономической зоны в Тольятти, созданию индустриальных парков и пр.».

Как сообщила заместитель исполнительного директора по общим вопросам Фонда «Агентство по привлечению инвестиций Самарской области» Алена Гриднева, на текущий момент Агентство сопровождает порядка 40 проектов, общий объем инвестиций по которым составляет более 120 млрд рублей. Впрочем, отвечая на вопрос общественников о том, может ли небольшой проект самарских предпринимателей рассчитывать на поддержку, представитель Агентства заверила, что обратиться за консультационной помощью может любой предприниматель.

«Мы поможем посчитать, о каком объеме инвестиций может идти речь, насколько экономически целесообразно осуществлять подобные инвестиции, на какие меры поддержки можно рассчитывать за счет средств бюджетов различных уровней», — уточнила Алена Гриднева.

О том, с какими проблемами им приходится сталкиваться при реализации различных инвестиционных проектов на территории Самарской области, в ходе заседания рассказали сами представители бизнеса. Судя по всему, вопрос взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями является одним из самых острых для тех инвесторов, которые не находятся на специальных площадках, таких как ОЭЗ. По словам Дмитрия Абрамова, в министерстве хорошо понимают наличие этой проблемы, проводятся регулярные встречи с представителями ресурсоснабжающих организаций с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Однако конкретные примеры, которые прозвучали в ходе обсуждения, говорят о том, что прикладываемых усилий в данном направлении явно недостаточно. Так, ООО «Квартал-Тольятти» 2021-2036 годы планирует реализовать в Автограде проект комплексной жилой застройки: в планах строительство 33 жилых зданий (более 7,3 тыс квартир), трех детских садов, двух общеобразовательных школ и пр. На сегодняшний день разработан проект планировки, участок размежеван. Однако для реализации проекта необходимо построить участок дороги общей протяженностью 2,5 км, который, к слову, необходим городу независимо от того, будет ли реализован данный проект. Инвестор ведет переговоры с Администрацией г.о. Тольятти, разрабатываются пути решения проблемы, но пока договориться не получается. Второй момент, существенно влияющий на сроки освоения площадки, — неразвитость коммуникаций.

«Сделали запросы в энергоснабжающие организации: чтобы на границе нашего участка появились необходимые мощности, с нас затребовали 800 млн рублей. Как выяснилось, в эту сумму включены затраты на модернизацию и развитие городских сетей, без чего невозможна дополнительная нагрузка на них», — рассказал руководитель проекта в г. Тольятти ООО «Квартал-Тольятти» Алексей Челухин.

Понятно, что инвестору хотелось бы, чтобы муниципалитет разделил с ним финансовое бремя. Нельзя решать городские проблемы за счет тех, кто пытается развивать территорию: на таких условиях ни один инвестор с проектом комплексного освоения в Тольятти никогда не зайдет. На практике попытка «повесить» затраты на модернизацию городских сетей на плечи одного инвестора — это общая проблема, когда речь идет о возможности подключения к тем или иным инженерным сетям: это касается и воды, и водоотведения, и газа. В процессе переговоров обычно выясняется, что вопросы можно решить за гораздо меньшие суммы, но озвучиваемые изначально цифры отпугивают инвесторов на старте, и до стадии переговоров дело просто не доходит. В некоторых случаях озвучиваемая стоимость технологического присоединения к сетям превышает бюджет строительства объекта. То же касается и сроков: построенные за полгода объекты по три года ждут технологического присоединения.

«В регионах есть пример иных подходов, — заметил Алексей Челухин. — Нам бы хотелось больше конкретной помощи от уполномоченных органов власти в Самарской области при сопровождении проектов».

«Такие истории нередко заканчиваются тем, что инвесторы уходят в другие регионы, где им предлагают более выгодные, более интересные условия, — предостерегла Людмила Сенилова. — По итогам прошлого года в Тольятти был отмечен один из самых неудовлетворительных результатов по вводу жилья. В том числе и по этой причине, на наш взгляд, министерству и Агентству по привлечению инвестиций Самарской области стоит обратить внимание на данный проект, а Администрации г.о. Тольятти необходимо сменить позицию со стороннего наблюдателя на активное участие по привлечению инвестора».

Позицию общественников поддержал председатель комиссии по городскому хозяйству Думы г.о. Тольятти Максим Гусейнов, отметивший, что проект, о котором идет речь, очень перспективен и нужен Автограду. По итогам обсуждения были сформулированы конкретные предложения в адрес министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, а также Главы г.о. Тольятти в части поддержки проекта ООО «Квартал-Тольятти».

«Ресурсоснабжающие организации чувствуют себя монополистами, устанавливают правила, по которым приходится жить всему региону. В настоящее ведется работа по созданию региональной информационной автоматизированной системы „Единое окно по подключению к сетям ресурсоснабжения“ на базе ГБУ СО „Региональное агентство энергоэффективных информационных технологий“. Когда эта работа будет завершена, неизвестно. Но проблему нужно решать уже сегодня: ни плата за подключение, ни сроки в нашем регионе не выдерживают никакой критики», — констатировала Людмила Сенилова.

«Эта проблема имеет многолетнюю историю, но, к сожалению, до сих пор все усилия, приложенные к ее решению, результата не дали», — заметил Уполномоченный по защите прав предпринимателей Самарской области Эдуард Харченко.

Заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов, со своей стороны, предложил бизнес-омбудсмену сформулировать предложения по поддержке инвестиционных проектов по итогам анализа успешного опыта Республики Татарстан и других регионов и направить в адрес профильной комиссии палаты.

«От имени Общественной палаты мы обратимся к Губернатору Самарской области и к Самарской Губернской Думе. Для решения подобных вопросов нужна политическая воля», — выразил уверенность Константин Титов и поднял еще одну немаловажную проблему: как регулирование цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию (хлеб, растительное масло, сахар, гречневая крупа, макароны) повлияло на инвестиции в сельскохозяйственное машиностроение и сельскохозяйственное производство?

«Понятно, что прошло еще мало времени, но необходимо заниматься прогнозированием. Министерство могло бы поручить выполнение этой задачи научному сообществу», — считает Константин Титов.

По итогам заседания члены профильной комиссии Общественной палаты Самарской области приняли решение посвятить рассмотрению данного конкретного вопроса отдельное заседание во втором квартале текущего года.

«Самарские предприниматели очень активны и инициативны, но им, конечно, нужна поддержка в решении вопросов, связанных с административными барьерами и пр.», — озвучила мнение представителей малого и среднего бизнеса член профильной комиссии Общественной палаты Самарской области Вера Глухова.

Поддержка нужна и представителям других регионов, стран и даже континентов, которые хотели бы работать в Самарской области. А таких немало, — уверен директор по международным программам «АфРус Бизнес Груп» Олег Витфильд.

«С какой стороны подойти» — вот главный вопрос для иностранных инвесторов, которые никогда не работали в России. «Необходимо понимание и доверие. Россияне тоже не знают, как действовать в Африке. Но возможности, интересные для обеих сторон, огромны», — подчеркнул Олег Витфильд.

Причем большой ресурс есть именно у нестоличных российских регионов, где сосредоточены производственные мощности, высококлассные специалисты. Нужно готовить и русскую, и африканскую молодежь к совместной работе, — сошлись во мнении участники заседания и приняли решение рекомендовать министерству экономического развития и инвестиций Самарской области рассмотреть возможность организации регионального бизнес-семинара для получения развернутой информации о состоянии и перспективах развития отношений Российской Федерации (в частности Самарской области) с африканскими странами, а также об основных направлениях деятельности Секретариата «Форума партнерства Россия — Африка» и Ассоциации экономического сотрудничества со странами Африки. ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» общественники рекомендуют рассмотреть возможность взаимодействия с ООО «АфРус Бизнес Груп» в части подготовки, стажировки и дальнейшего трудоустройства специалистов в сфере международной экономики и юриспруденции.

«Сегодня мы на конкретных примерах увидели, что инвесторы, работающие в нашем регионе, сталкиваются с рядом достаточно серьезных проблем. Надеемся, что профильным министерством Агентством по привлечению инвестиций Самарской области будет оказана конкретная помощь тем инвесторам, которые озвучили свои вопросы в ходе состоявшейся дискуссии. Вместе с тем, очевидно, что ситуацию в целом необходимо менять. Большой плюс уже в том, что мы выносим этот проблемный вопрос на публичное обсуждение», — резюмировала Людмила Сенилова.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться