RSS Eng

16 декабря, 2020

RSS

Печать

«2021 год будет тяжелым, но сфера ЖКХ должна работать и обеспечивать жителей всеми услугами»

«2021 год будет тяжелым, но сфера ЖКХ должна работать и обеспечивать жителей всеми услугами»

Состоялся III Форум управляющих организаций в сфере ЖКХ, организованный ОП Самарской области.

Учитывая сложную эпидемиологическую обстановку, в этот раз мероприятие, инициированное комиссией Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ и ставшее уже традиционным, прошло в режиме видеоконференцсвязи. Участниками Форума в режиме онлайн стали порядка 100 человек: представители органов власти, надзорных органов, управляющих организаций.

«Вопросы ЖКХ — это те вопросы, которые волнуют буквально каждого. Управляющие компании принято ругать, но мы считаем важным выслушать их позицию, понять их проблемы. Поэтому мы, как профильная комиссия областной Общественной палаты, выступили инициаторами проведения форумов, в рамках которых управляющие организации получают возможность высказаться, обменяться опытом, задать вопросы тем, кто так или иначе влияет на их деятельность. Надеемся, что дистанционный формат, в котором мы вынужденно проводим форум в этом году, не помешает полноценному диалогу, — отметил модератор форума, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ „ЖКХ-Контроль“ Виктор Часовских. — Сегодня мы предлагаем обсудить различные проблемные вопросы взаимодействия управляющих организаций с органами власти и надзорными органами, общественностью: советами многоквартирных домов, собственниками жилья, — и постараться вместе поискать на них ответы».

Приветствуя участников форума, заместитель министра — руководитель департамента энергетики и коммунальной инфраструктуры министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Сергей Стрельников заверил, что ведомство открыто для взаимодействия и совместного поиска решений проблемных вопросов, всегда реагирует на предложения Регионального центра «ЖКХ-Контроль», и что сотрудничество будет продолжено.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева напомнила, что в 2021 году вступит в силу ряд новаций, которые вряд ли упростят «жизнь» управляющих организаций. В частности, в силу вступает Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

«Предполагается, что при обращении в суд по поводу взыскания задолженности управляющим организациям необходимо будет предоставлять персональные данные. Где их брать? — тема очень сложная. Второй вопрос, который нам всем сейчас непонятен, — последствия Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424, в соответствии с которым в этом году не начисляются штрафы и пени за просроченную плату, люди получили возможность не поверять приборы учета, введен запрет на отключение коммунальных услуг неплательщикам. На какой объем задолженности будут выставляться штрафы и пени с 1 января 2021 года? С какого момента можно будет начинать процедуру отключения отдельных услуг? На эти и многие другие вопросы пока нет ответа. В поле нашего зрения также находится вопрос компенсации управляющим организациям расходов на проведение дополнительной дезинфекции. Мы глубоко убеждены, что Минстроем РФ хотя бы должна быть предложена понятная методика расчета, поскольку отдельные регионы и муниципалитеты что-то компенсируют, но объемы различаются в десятки раз от территории к территории; а около половины регионов не оказали управляющим компаниям никакой помощи. Между тем, на дезинфекцию была потрачена часть денег, предназначенных на ремонты», — перечислила только некоторые проблемы, порожденные решениями «пандемийного года» Светлана Разворотнева.

Отметив, что стратегия развития отрасли ЖКХ так и не была принята, и в последние годы эта сфера вообще ушла в тень, поскольку повышенное внимание уделялось строительной отрасли, эксперт выразила надежду, что в ближайшее время на уровне профильного федерального Министерства все же наметится возврат к обсуждению ключевых, больных точек ЖКХ.

«Пока никаких действительно серьезных решений относительно сферы ЖКХ не принимается, и это, к сожалению, сказывается на социальной обстановке: существенно растет количество обращений граждан, касающихся неудовлетворительного состояния МКД. Нужны радикальные изменения, — считает Светлана Разворотнева. — От Самарской области всегда поступают точные, конкретные предложения, ждем их и по итогам этой дискуссии».

Непростой 2020 год внес свои коррективы и в работу надзорных органов.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 был введен так называемый мораторий на проверочные мероприятия.

«Таким образом, инспекция не проводила плановые проверки, а внеплановые проводились только по ограниченному количеству оснований, перечень которых четко регламентирован. Каждая внеплановая проверка в этом году согласовывалась с органами прокуратуры с учетом предварительной проверки доводов, изложенных в обращении», — рассказала руководитель Государственной жилищной инспекции Самарской области Виктория Каткова. Всего ГЖИ было проведено 4610 проверок (в 2019 году — более 15 тыс.).

Еще одна интересная цифра: если в 2019 году в ГЖИ Самарской области поступило более 53 тыс. обращений граждан с жалобами на работу управляющих организаций, то в этом году — порядка 33 тыс. обращений. По мнению Виктории Катковой, это связано не только с пандемией, но и с тем, что управляющие организации, которые на рынке давно и хотят работать дальше, все-таки начали налаживать отношения с потребителями услуг и стараются отрабатывать возникающие вопросы, не доводя ситуацию до обращений в надзорные органы. Тем не менее, Госжилинспекцией в текущем году выявлено боле 2,9 тыс. нарушений.

«Большая часть нарушений касается работы в ГИС ЖКХ. Поэтому рекомендуем управляющим организациям обратить на эту работу особое внимание», — подчеркнула руководитель ГЖИ.

В 2020 году Госжилинспекцией сделан упор на профилактические мероприятия: инспектора стали выдавать больше предостережений (в этом году выдано более 4,3 тыс. предостережений, тогда как в 2019 году — 1,5 тыс.). Если в установленные сроки нарушение устраняется, административные меры воздействия в виде штрафа не последуют.

«Контрольно-надзорная деятельность с 2021 года будет претерпевать очень большие изменения. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 установлены особенности проведения плановых проверок. План плановых проверок на 2021 год уже утвержден, предлагаем всем, кто в этом заинтересован, с ним ознакомиться», — отметила Виктория Каткова.

Что касается внеплановых проверок, то и в этой части ожидаются серьезные изменения. В любом случае, с учетом анализа обращений граждан и юридических лиц, ГЖИ рекомендует управляющим организациям ежегодно в случае выявления несоответствия общего имущества МКД требованиям надежности и безопасности, своевременно направлять собственникам предложения о проведении работ по текущему ремонту, усилить работу по актуализации обязательной к размещению информации в ГИС ЖКХ, своевременно принимать меры, направленные на исполнение предписаний, выданных инспектором.

«Мы видим, что есть очень достойные управляющие компании, которые могут поделиться успешным опытом работы. Поэтому я уверена, что мы всегда сможем найти точки соприкосновения, решить имеющиеся вопросы», — резюмировала Виктория Каткова.

К выстраиванию более плотного, предметного диалога призвал управляющие организации и генеральный директор Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» Александр Константинов. Эксперт по энергосбережению ГК «Фонд содействия реформирования ЖКХ» Александр Костюнин, в свою очередь, рассказал представителям УК о возможностях участия в программе энергоэффективного капремонта.

«С 1 января 2021 года вводятся новшества, которые упростят ряд процедур. Участие в программе — это возможность улучшить эксплуатационные свойства дома за счет государства, возможность экономии на коммунальных ресурсах», — обратил внимание Александр Костюнин.

По мнению экспертов, повышению уровня ответственности управляющих организаций за свою работу могут способствовать механизмы саморегулирования.

«Профессиональное объединение управляющих организаций на территории региона работает с 2009 года, и на сегодняшний день около трети жилого фонда области находится под управлением членов СРО. Члены организации сознательно берут на себя дополнительную ответственность, и они к ней готовы, — подчеркнул заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ, генеральный директор Ассоциации «НП СРО „ПМЦ ЖКХ“ Игорь Косилов. — Существующие тенденции говорят о том, что саморегулирование в сфере ЖКХ будет развиваться. Сегодня на рынке присутствуют и добросовестные, и недобросовестные игроки. К сожалению, есть пробелы в жилищном законодательстве, которые позволяют „работать“ откровенным мошенникам. Но собственники становятся более грамотными, более требовательными. Мы со своей стороны работаем над предложениями по внесению изменений в законодательство».

С целью обмена опытом и совместного поиска ответов на актуальные вопросы в Самарской области создан также Клуб директоров УК: инициатива впервые была озвучена на площадке Общественной палаты региона, и первое заседание Клуба состоялось здесь же.

«Клуб — это объединение настоящих профессионалов, знающих, как надо работать, и умеющих это делать», — уверен Игорь Косилов.

Профессиональный уровень работников сферы ЖКХ — отдельный большой вопрос. В последнее время в регионе задумались о создании полноценной системы подготовки кадров для отрасли. В работу включились ряд образовательных учреждений. Так, подготовка управленческих кадров для сферы ЖКХ по программам бакалавриата и магистратуры, по программе повышения квалификации осуществляется в Самарском экономическом университете. Специалистов для сферы ЖКХ теперь готовят и два самарских колледжа.

«Важно создать базы практики для студентов на площадках управляющих организаций», — отметил Виктор Часовских, призвав УК активнее сотрудничать с вузами и сузами в данном направлении.

«Очень многое в работе управляющих организаций зависит от того, как выстроены взаимоотношения с советами домов, с собственниками. В сфере ЖКХ появляется все больше активистов, люди становятся все более грамотными в жилищных вопросах. Полагаю, в этом есть заслуга и профильной комиссии Общественной палаты Самарской области: мы проводим большую работу, направленную на жилищное просвещение граждан. Сегодня идет процесс создания советов собственников в муниципальных образованиях (в Самаре — на уровне внутригородских районов): предполагается, что эти структуры объединят активных собственников, которые будут работать с управляющими организациями и доносить свои проблемы до органов власти и местного самоуправления. В следующем году в рамках рейтингования управляющих организаций планируется охватить опросом широкий круг собственников жилья. Рейтинг УК, доступный на сайте Госжилинспекции, — показатель работы управляющих организаций и одновременно своеобразный ориентир для жителей при выборе УК. Поэтому тем, кто стремиться прочно закрепиться на рынке управления МКД, нужно сделать все возможное, чтобы их деятельность была высоко оценена и гражданами, и надзорными органами, — подчеркнул Виктор Часовских. — Наступающий 2021 год по понятным причинам будет тяжелым, в том числе и для сферы управления многоквартирными домами. Но сфера ЖКХ должна функционировать, управляющие компании должны обеспечивать жителей всеми услугами. И это главная установка для всех участников рынка».

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться