RSS Eng

04 декабря, 2020

RSS

Печать

Законопроект, призванный определить правовые основы просветительской деятельности, предлагается доработать

В ОП Самарской области провели экспертизу соответствующего проекта закона

Законопроект, призванный определить правовые основы просветительской деятельности, предлагается доработать

Членами Общественной палаты Самарской области в порядке общественной экспертизы рассмотрен проект федерального закона № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности).

Как подчеркивают авторы законопроекта, действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности. Законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие просветительской деятельности, под которой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Одновременно законопроектом устанавливается полномочие Правительства Российской Федерации по определению порядка и условий ведения просветительской деятельности, форм контроля за ней. Также законопроектом предусматривается запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических событиях, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

«Принятие законопроекта позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений, что способствовало бы созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции», — подчеркнуто в пояснительной записке к документу.

«В связи с отсутствием в действующем Федеральном законе „Об образовании в Российской Федерации“ понятия „просветительская деятельность“, а также сохраняющимися возможностями осуществления под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских деструктивных мероприятий, следует признать предложение авторов законопроекта в целом целесообразным, — считает член Совета Общественной палаты Самарской области Маргарита Вахтина. — При этом на наш взгляд, нецелесообразно вводить бланкетный способ формирования правовых норм и соответствующую правоприменительную практику при определении порядка и условий ведения просветительской деятельности, форм контроля за ней».

«Предлагаемая законопроектом норма о необходимости координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений уполномоченным органом может явиться дополнительным барьером при осуществлении научных и образовательных контактов, обмена передовым опытом между образовательными организациями и учеными», — выразила опасения эксперт.

«Реализация положений законопроекта повысит эффективность правового регулирования вопросов участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. В результате законопроект должен привести к оздоровлению общественной атмосферы и формированию гражданственности и патриотизма в молодежной среде», — не согласился с коллегой заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Игорь Носков, по мнению которого, «принятие данного законопроекта актуально и необходимо».

«Внесение в законодательство Российской Федерации положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к ее участникам позволит противодействовать проведению антироссийскими силами под видом просветительской деятельности среди школьной и студенческой молодежи пропагандистских мероприятий, направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», — уверен эксперт.

Вместе с тем, Игорь Носков обратил внимание на то, что предлагаемое авторами документа определение понятия «просветительская деятельность» нуждается в корректировке.

«Содержащееся в определении утверждение, что „просветительская деятельность — (есть) осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность“, представляется весьма широкой трактовкой, позволяющей отнести к этому виду деятельности широкий комплекс воспитательных, информационных и развивающих мероприятий, проводимых педагогическим коллективом, ученическим и студенческим активом в образовательных организациях. Также как содержащееся в ст. 12.2 упоминание юридических лиц как субъектов просветительской деятельности, на мой взгляд, требует уточнения с точки зрения того, попадают ли в категорию юридических лиц, в отношении деятельности которых осуществляется правовой контроль, образовательные организации? Далее в определении понятия „просветительская деятельность“ указывается, что она направлена „... на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции...“. На практике распространять можно знания и опыт. Умения, навыки, компетенции и ценностные установки формируются в процессе личностного и профессионального развития», — отметил Игорь Носков.

Кроме того, эксперт усомнился в том, не приведет ли принятие законопроекта к возникновению правовых коллизий и противоречий с принятым Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств модельным законом «О просветительской деятельности» (Приложение к постановлению МПА СНГ от 20.05.2016 № 44-11).

Таким образом, члены Общественной палаты Самарской области сошлись во мнении, что представленный на общественную экспертизу документ «нуждается в доработке».

Заключения членов региональной Общественной палаты направлены в ОП РФ, на площадке которой планируется проведение «нулевых чтений» законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться