RSS Eng

02 июля, 2020

RSS

Печать

Предлагаемые изменения в Федеральный закон «О кредитных историях» вызывают вопросы у экспертов

В ОП Самарской области провели экспертизу соответствующего законопроекта

Предлагаемые изменения в Федеральный закон «О кредитных историях» вызывают вопросы у экспертов

Членами Общественной палаты Самарской области проведена общественная экспертиза проекта федерального закона № 724741-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и главу 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (в части модернизации системы формирования кредитных историй).

Законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации летом 2019 года группой депутатов и 7 ноября 2019 года принят в первом чтении. Согласно пояснительной записке к законопроекту, его положения направлены на реализацию поручения Президента Российской Федерации (от 28.12.2016 №Пр-2563 подпункт «а» пункта 3) об установлении обязанности проверки у гражданина обязательств по кредитным договорам при выдаче потребительского кредита, а также предусматривают комплексную модернизацию существующей системы формирования кредитных историй с учетом уровня развития современного кредитного рынка и финансовых технологий.

Проект федерального закона предусматривает установление механизма расчета совокупной долговой (платежной) нагрузки субъектов кредитных историй пользователями кредитных историй в порядке, установленном Банком России; введение нового института квалифицированных бюро кредитных историй — бюро кредитных историй (БКИ), соответствующих повышенным требования к деловой репутации, величине собственных средств и структуре собственности, оказывающих дополнительные услуги по предоставлению сведения о долговой (платежной) нагрузке субъектов кредитных историй; создание государственного реестра БКИ — информационного ресурса, размещаемого на официальном сайте Банка России в сети «Интернет», содержащего сведения о БКИ, квалифицированных БКИ; повышение точности идентификации субъектов кредитной истории, по которым передается информация; совершенствование надзорных полномочий Банка России в отношении БКИ; дополнение состава источников формирования кредитных историй сельскохозяйственными кооперативами и лизинговыми компаниями; уточнение перечня сделок, информация по которым должна направляться в БКИ и т.д.

«Рассматриваемый законопроект предусматривает комплексное изменение действующей системы формирования кредитных историй. Анализ положений документа позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые изменения являются актуальными и востребованными с учетом развития финансового рынка. Внедрение проектируемых механизмов в целом должно способствовать решению проблемы закредитованности населения, повысить защищенность кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, — отметила заместитель председателя комиссии по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Галина Николаева. — Однако законопроект содержит ряд несоответствий нормам действующего законодательства, а также нарушения логических связей его отдельных положений, в связи с чем требуется их дополнительная проработка».

Так, эксперт обратила внимание на то, что законопроектом предлагается распространить действие Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» на субъекты лизинговых правоотношений: лизинговые компании отнести к источникам формирования кредитных историй, а физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, заключивших договоры лизинга, — к субъектам формирования кредитных историй. Однако в соответствии со статьей 625 Гражданского кодекса Российской Федерации финансовая аренда (лизинг) является отдельным видом договора аренды, к которому применяются общие положения ГК РФ об аренде: на лизинговые правоотношения не распространяются требования, предусмотренные для кредитных правоотношений.

«Проектируемые положения части 2 статьи 9 Закона № 218-ФЗ о возможности предоставления БКИ сведений из кредитной истории субъектов кредитной истории иностранным юридическим лицам необходимо привести в соответствие с действующими требованиями, предъявляемыми к трансграничной передаче персональных данных. Проектируемая часть 3 статьи 9 Закона № 218-ФЗ устанавливает новое понятие „поднадзорные Банку России организации“ и причисляет к ним организации, в отношении которых Банк России осуществляет надзор. Вместе с тем, указанное понятие не только не относится к предмету регулирования рассматриваемого закона, но и затрагивает сферу регулирования Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“, в котором определен круг организаций, в отношении которых Банк России осуществляет надзор. Кроме того, в представленном на общественную экспертизу законопроекте используется понятие „созаемщики“, однако указанное понятие в действующем законодательстве отсутствует», — прокомментировала Галина Николаева.

Отдельно стоит отметить, что положениями законопроекта предусмотрено установление обязанности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», представлять хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр БКИ, имеющуюся у них информацию, необходимую для формирования кредитных историй членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, которым предоставлены займы.

«Считаем, что предлагаемый законопроект в части, затрагивающей обязанности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (СПКК), представляется нежелательным. Предлагаемые изменения законодательства, создают новые трудности в поддержании деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и не несут в себе никаких стимулов для развития данного вида кооперации, кроме как дополнительных финансовой и временной нагрузок на кооперативы», — подчеркнула Председатель Наблюдательного совета Самарского областного ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов «Средняя Волга» Марина Коломкина.

По мнению экспертов, привлеченных Общественной палатой Самарской области для проведения общественной экспертизы законопроекта, в случае его принятия в данной части, он окажет прямое негативное влияние на федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

«Освоение программных продуктов, о которых идет речь в пояснительной записке, может вызвать затруднение даже у специально подготовленных лиц, а для сотрудников значительной части СПКК окажется невозможным. В условиях, когда значительное количество СПКК не имеют сотрудников, занятых на полной заработной плате, любая дополнительная функция как ввод информации для формирования кредитных историй, может быть осуществлена только за счет неоплаченного времени председателя кооператива», — считают эксперты Самарского областного ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов «Средняя Волга».

«За период осуществления Центральным Банком Российской Федерации своих полномочий по государственному регулированию деятельности СПКК, т.е. с 1 сентября 2013 года, количество кооперативов сократилось более чем вдвое и составляет в настоящее время 646 организаций, а в Самарской области их количество уменьшилось с 35 до 4 „живых“ кооперативов. Создание новых кооперативов практически прекращено: так в 2017 г. создано 26 СПКК, в 2018 — 14, в 2019 г. — 1, в первом полугодии 2020 г. — 2. В нашей области не создано ни одного», — пояснила Марина Коломкина.

Перспектива наделения СПКК обязанностями источника БКИ воспринимается самими членами кооперативов как существенное осложнение деятельности, которое приведет к росту процентных ставок. Есть опасение, что принятие предложенных изменений в законодательство станет последним аргументом в пользу прекращения деятельности кооперативов.

«Закрытие сельскохозяйственных кредитных кооперативов лишит жителей соответствующих сельских поселений возможности самозанятости и развития товарного производства, усилит миграцию в город, осложнит социальную обстановку», — уверена эксперт.

Заключения членов и экспертов Общественной палаты Самарской области направлены в Общественную палату Российской Федерации.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться