25 сентября, 2019
RSSПечать
Бутилированная вода: выбор за потребителем
Проблемы и пути улучшения качества бутилированной воды в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» обсудили в ОП Самарской области

В ходе заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности состоялась дискуссия о проблемах и путях улучшения качества бутилированной воды в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья».
«Рынок бутилированной воды довольно емкий и сегодня активно развивается. Согласно исследованию BusinesStat, с 2014 по 2018 год объем продаж минеральных и питьевых вод в России увеличился на 16,2%: с 6,50 до 7,55 млрд литров. Объем рынка оценивается в 190 млрд рублей. В 2020-2023 годы, по прогнозам, продажи продолжат расти в среднем на 2,5% ежегодно. Вместе с тем, глава „Ростеха“ Сергей Чемезов на встрече с Президентом РФ в июле этого года заявил, что более 25% продукции на рынке питьевой воды является подделкой, а в некоторых регионах этот показатель достигает 80%. Руководство Союза производителей бутилированных вод считает, что доля фальсифицированной продукции на рынке питьевой воды не превышает 6-7%. С целью решения данной проблемы предложено ввести маркировку воды, расфасованной в емкости. В любом случае, все приведенные цифры, как и данные Роскачества и ОЗПП „Росконтроль“, заставляют задуматься», — отметила, открывая обсуждение, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Маргарита Вахтина.
Как сообщила руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Светлана Архипова, в настоящее время на территории региона официально выпускают бутилированную воду 12 юридических лиц.
«Все они подвержены нашему контролю в плановом порядке. Во внеплановом порядке мы имеем право проводить проверки только в случае обращения гражданина или поступления информации от какого-либо органа госвласти, СМИ, общественной организации с претензиями по качеству или безопасности питьевой воды. Но таких обращений поступает крайне мало: в течение года это 1-2 обращения, которые по результатам лабораторных исследований и проверок не подтверждаются. Таким образом, вопрос безопасности булилированной воды для нас не стоит: мы знаем, что она безопасна, учитывая то, что эта позиция нами постоянно отслеживается, поскольку питьевая вода — продукт, который мы употребляем ежедневно и от которого зависит наше благополучие, — подчеркнула Светлана Архипова. — До 4% максимум проверок в год выявляют нарушения, но они связаны не с качеством и безопасностью воды, а с несоблюдением иных обязательных требований санитарного законодательства. Проблем, связанных непосредственно с производством бутилированной воды на территории нашего региона, мы не устанавливаем. Относительно производителей, расположенных не на территории региона, проводится оценка в части соблюдения требований по информированию потребителей. Крупных нарушений зафиксировано также не было. Кроме того, если бы были данные от коллег из других регионов относительно проблем с какими-либо партиями по показателям безопасности, мы бы эту информацию обязательно оперативно получили».
«Качество бутилированной воды — важный вопрос. Но в первую очередь, хотелось бы понять, бутилированная вода — это необходимость? Ведет ли переход на потребление „воды из бутылочек“ к увеличению продолжительности жизни и повышению качества жизни? Если это так, значит крайне важно сделать доступной качественную бутилированную воду для всего населения. Или же увлечение такой водой — результат пропаганды, умышленно снижающей достоинства водопроводной воды и создающей условия для бизнеса? — расставил акценты член Совета Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский. — Как сегодня мониторится состояние водопроводной воды? Стало ли ее качество ниже, чем было раньше, когда бутилированной воды не было в продаже?»
«Водопроводная вода стала лучше, — отметила Светлана Архипова. — Сегодня у ресурсоснабжающих организаций действует жесткая система производственного контроля. Редкие случаи ненадлежащего качества воды могут быть связаны с недостаточным водопотреблением: бывает, что система водоснабжения застаивается в связи с небольшим расходом воды. Если подобное обнаруживается, то в отношении таких юридических лиц выносится протокол о временном приостановлении деятельности через суд. Другое дело, что потреблять воду из бутылочек, постоянно иметь такую воду при себе — просто удобно».
«Наличие возможности выбора — это здорово. Но стоит помнить, что есть два источника получения водопроводной воды: поверхностные воды и артезианские бассейны. И это две совершенно разные позиции, — обратил внимание эксперт профильной комиссии Общественной палаты Самарской области Сергей Саксонов. — Кроме того, требования к водозабору и водоподготовке строгие, но вода портится во время прохождения через водопроводные сети, которые давно изношены. Что касается бутилированной воды, то контролироваться должен весь процесс производства, поскольку махинации могут быть на любом этапе».
«Лучше поддерживать инвестиции в восстановление и ремонт водопроводных сетей. Покупая бутилированную воду, мы платим в основном за пластиковую упаковку. Но есть огромные экологические проблемы, связанные с производством пластика», — обозначила другой аспект проблемы инспектор Самарского областного Социально-экологического Союза Вероника Зонтова.
К слову, в Самарской области уже реализуются проекты общественных экологических активистов, связанные с отказом от пластика.
«Видимо все-таки решение проблемы чистой питьевой воды в том, чтобы добиться такого качества водопроводной воды, чтобы не возникал вопрос о покупке бутилированной, кроме как в дорогу», — заметил Виктор Полянский.
«Системы очистки развиваются. На Западе сегодня пользуются водой очищенной, но не бутилированной», — подчеркнул председатель комитета по экологии охране окружающей среды при Торгово-промышленной палате Самарской области Алексей Титов.
«Природная вода изменилась, в нее попадает вся та современная бытовая химия, которой мы пользуемся, и никакой очистки от таких компонентов вода не проходит, в результате чего высокомолекулярные вещества накапливаются в организмах. Это одна из глобальных проблем современности», — возразила член Общественной палаты Самарской области Оксана Ковнир.
Но и с бутилированной водой все не так просто.
«К воде высшего качества в нашей стране на данный момент относится вода, которая подвергается обратному осмосу. То есть это та вода, из которой удаляется буквально все, а затем она искусственно обогащается микроэлементами. В западных странах критерии качества уже пересмотрены, и водой высшей категории качества считается натуральная вода. Проблема заключается в том, что из искусственно обогащенной воды микроэлементы так не усваиваются, как из натуральной. И сами производители воды это хорошо знают. Как минимум нужно вводить специальную маркировку на бутилированной воде, которая бы указывала, была ли подвержена данная вода обратному осмосу», — считает Оксана Ковнир.
Отдельный вопрос — качество воды в набирающих популярность водоматах — автоматах по продаже очищенной воды в розлив.
«Санитарных требований в отношении автоматов с водой нет, поскольку это совершенно новая история. Более того, такие объекты относятся к категории малого бизнеса, в отношении которого проверки в плановом порядке не проводятся. Проверить их в неплановом порядке оснований у нас нет, потому что не было ни одной жалобы, — прокомментировала Светлана Архипова. — Каждый потребитель имеет право потребовать информацию о том, что это за вода, откуда она взялась, какие на нее есть документы. К сожалению, мы не всегда реализуем свои права. Если никакой информации нет, никак нельзя связаться с поставщиком этой воды, я бы не рекомендовала приобретать воду неизвестного качества».
«От того, какую воду мы пьем, зависит безопасность каждого отдельного человека и безопасность государства в целом. Но попытка возложить на контролирующие органы обязанность проводить каждый день проверки — бесперспективна. Главным контролером должен быть сам потребитель. А для этого необходимо поднимать уровень экологической грамотности населения», — выразил уверенность член Общественной палаты Самарской области Борис Ардалин.
По мнению Алексея Титова, несмотря на то, что «каждый потребитель решает и выбирает сам, какую воду ему пить», государство могло бы «помочь» в данном вопросе. Так, в Самарской области есть практика выдачи разрешений на использование регионального бренда, и отбор претендентов на получение специальных знаков мог бы в большей мере учитывать именно позиции качества.
«Министерство промышленности и торговли Самарской области должно поддерживать производителя качественной продукции. Очевидно, что потребителям нужна информация, нужны какие-то критерии, на которые можно опираться при выборе воды», — подчеркнула Маргарита Вахтина.
«Самым большим недостатком, общим для всех производителей бутилированной воды, является отсутствие системы качества, которая в России является добровольной. Учитывая то, что в российском законодательстве заложена презумпция добросовестности производителя, вопрос о качестве и безопасности бутилированной воды следует адресовать, прежде всего, хозяйствующим субъектам: гарантируют ли они качество и безопасность каждой единицы своего товара, поступающей в торговые сети? Назрела необходимость добровольного применения социальной ответственности бизнеса на рынке бутилированной воды. Всем производителям следует внедрить процессы, системы, структуры и иные механизмы, которые обеспечивают возможность применения социальной ответственности. Составляющими системы социальной ответственности могут стать создание интегрированной системы менеджмента качества и экологического менеджмента, комплекс мероприятий, направленных на борьбу с фальсификатом, участие в региональных и Всероссийских конкурсах лучших товаров. Особое внимание надо уделить обеспечению доступа потребителей к адекватной информации, позволяющей принимать информированные решения в соответствии с индивидуальными пожеланиями и нуждами, и защищающей от недобросовестной, вводящей в заблуждение рекламы или маркировки. У производителей бутилированной воды есть возможность повысить доверие к себе и своей продукции», — подвела итоги обсуждения Маргарита Вахтина.