
В ОП КБР обсудили вопрос выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в Кабардино-Балкарской Республике.
Обсуждение состоялось в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Детская академия творчества «Солнечный город» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
Члены Палаты и приглашенные ознакомились с материально-технической базой детской академии творчества, встретились с учащимися Лицея для одаренных детей интернатного типа и посетили Центр дополнительного образования с охватом более 5 тысяч учащихся в возрасте от 5 до 18 лет.
В «Детской академии творчества «Солнечный город» реализуются 3 лицейных общеобразовательных профиля: физико-математический, химико-биологический и социально-экономический и более 80 программ дополнительного образования художественно-эстетической, научно-технической, социально-педагогической, спортивной, естественнонаучной направленностей.
Инфраструктура учреждения представлена 43 учебными классами и лабораториями, спортивным, актовым, конференц-, хореографическим залами, библиотекой, классами правового воспитания и обеспечения безопасности жизнедеятельности, музыкальным классом Юрия Темирканова и классом изобразительного искусства Михаила Шемякина.
В учреждении открыт детский технопарк «Кванториум» общей площадью более 500 кв. метров по пяти направлениям: РОБО, НАНО, КОСМО, IT и ЭНЕРДЖИ, оснащенный современным, высокотехнологичным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной и оргтехникой.
Заместитель министра просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики Ирина Шонтукова отметила, что выявление талантливых, одаренных детей, формирование мотивации к исследовательской деятельности, занятиям художественным творчеством, спортом осуществляются посредством предметных и внепредметных олимпиад, конкурсов, турниров, конференций, спортивных мероприятий.
В целях обеспечения равного доступа обучающихся к инновационным ресурсам и педагогическим технологиям, в Кабардино-Балкарии создана сеть учреждений, в которую вошли общеобразовательные учреждения, 70 учреждений дополнительного образования, из которых 24 — в системе образования, 29 — в системе культуры, 17 — в системе физической культуры и спорта и детский технопарк.
Первый заместитель директора ГБОУ «Детская академия творчества „Солнечный город“», руководитель Лицея для одаренных детей Тамара Джаппуева обратила внимание присутствующих на необходимость проведения работы по выявлению одаренных и талантливых детей с начальной школы и дальнейшего их сопровождения по образовательным маршрутам опережающего обучения.
Исполняющая обязанности начальника МКУ «Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района Татьяна Золко отметила ряд проблем, имеющих место в образовательных учреждениях на селе. Это недостаточные материальные и кадровые условия в малокомплектных и малочисленных школах.
На территории Прохладненского муниципального района расположен 41 населенный пункт, из них только в 17 имеются общеобразовательные учреждения. В районе 6 малокомплектных и 3 малочисленных учреждений. Организован подвоз 1410 учащихся из 37 населенных пунктов, в том числе во вторую смену подвозится 77 учащихся. До сих пор не решается вопрос организации в районе односменного обучения. Остро стоит вопрос нехватки и старения кадров, отсутствие высококвалифицированных специалистов в малокомплектных школах для организации работы с одаренными детьми. Значительные проблемы сохраняются в системе дополнительного профессионального образования в части качественной профессиональной переподготовки учителей, ведущих предметы не по специальности.
Заместитель директора Республиканского Дворца творчества детей и молодежи Анюта Пшукова рассказала о работе данного многопрофильного учреждения дополнительного образования детей: «Детский коллектив Дворца составляют около пяти тысяч обучающихся в возрасте от 4 до 18 лет. Дети здесь открывают удивительный мир творчества и познания, получают качественное дополнительное образование и воспитание. Образовательная деятельность осуществляется по образовательным программам дополнительного образования естественнонаучной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, художественной, социально-педагогическим направленностям. И во главе угла здесь стоит педагог. Подготовка учителя, способного создавать условия и увидеть одаренность ребенка — задача № 1 в решении обсуждаемого вопроса».
Заместитель председателя комиссии ОП по образованию, науке, молодежной политике, туризму и спорту Нина Байчекуева отметила, что мониторинг, проведенный комиссией в ходе подготовки показал, что несмотря на определенные достижения в работе с одаренными детьми и молодежью, можно выделить ряд проблемных вопросов. Работа по выявлению и поддержке одаренных детей не носит системного характера. Имеющаяся система мотивационных мероприятий для одаренных детей и молодежи недостаточно эффективна.
Наблюдается спад творческой активности учащихся, ослабевает интерес к учебно-исследовательской деятельности и олимпиадному движению. Республика потеряла некоторые позиции на всероссийских олимпиадах по предметам, по которым традиционно занимали призовые места (экология, биология, астрономия, химия). Победителей и призеров по физике и математике от республики на Всероссийском этапе олимпиады школьников за последние годы нет.
Препятствует эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью отсутствие межведомственного взаимодействия, координации работы госорганов, гражданского общества, бизнес-сообщества на различных уровнях. Наблюдается утечка талантливых «молодых мозгов», не нашедших достойного применения своего таланта в республике. Отсутствует система управления процессом сопровождения талантливой молодежи, которая позволит ей полноценно самореализоваться в различных сферах деятельности.
Наметившиеся в последние годы в Кабардино-Балкарии негативные тенденции в области физико-математического образования на всех уровнях образовательной деятельности не могут не вызывать тревогу. Популярность физико-математических и инженерных специальностей и направлений среди выпускников школ и колледжей упала. Не производится в должной мере воспроизводство педагогических кадров по физико-математическим дисциплинам для школ и колледжей республики.
Это вызвано снижением взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования с образовательными организациями высшего профессионального образования и научными центрами, отсутствием педагогических и научных кадров, мотивированных на эту деятельность, моральным и физическим износом материально-технической базы.
В недостаточной мере используются такие зарекомендовавшие себя в мире формы работы, как привлечение преподавательских и научных кадров учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов в качестве наставников (тьюторов), использование вузовских и академических лабораторий в качестве стартовых площадок развития инновационных разработок одаренной молодежи. Уровень и разносторонняя направленность интересов одаренных детей требуют применения особых методик, технологий, учебников и программ соответствующего уровня.
Председатель Общественной палаты КБР Хазратали Бердов обратил внимание присутствующих на тот факт, что вузы республики не выполняют набор абитуриентов на инженерные специальности и поинтересовался у заместителя министра Шонтуковой: «Почему в школах республики не преподают предмет черчение, необходимый для поступления на инженерные специальности?».
Заместителя председателя Палаты Людмилу Федченко интересовал вопрос оказания платных услуг в «Солнечном городе», организация летних профильных смен с одаренными детьми.
«Сегодня мы поняли, что работа по формированию системы выявления одаренных детей только начинается, много нереализованных возможностей, нет четкого видения этой системы. Министерству просвещения, науки и по делам молодежи необходимо разработать и на правительственном уровне утвердить республиканскую программу или концепцию по работе с одаренными и талантливыми детьми», — рекомендовала Федченко.
«Министерство, органы управления образованием муниципальных районов и городских округов должны изыскать любые средства, чтобы поддержать талантливого ребенка, иначе нельзя говорить о том, что мы занимаемся поддержкой и продвижением одаренных детей», — подытожил член Общественной палаты РФ
Заурби Нахушев.
По итогам обсуждения вопроса, Совет Общественной палаты КБР принял рекомендации в адрес заинтересованных органов власти.