
Организация работы с обращениями граждан и качество их рассмотрения является одним из важнейших критериев оценки работы Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики.
По мнению председателя Общественной палаты Хазратали Бердова, обращения граждан в органы власти всегда служили механизмом обратной связи, необходимой государству.
Мониторинг показал, что в 2018 году наиболее активной социальной группой, направляющей свои обращения, заявления и предложения в Общественную палату, стала категория пенсионеров — 47,6% из общего числа заявителей. Остальные обратившиеся принадлежат к следующим категориям: работающие граждане — 39,3%, безработные и домохозяйки — 13,1%.
Обзор обращений граждан по сравнению с прошлым годом показал, что их тематика затрагивает все сферы деятельности. Наиболее актуальными остаются вопросы в сфере жилищных отношений и ЖКХ — 33,3%. Заявители выражают недовольство действиями управляющих организаций, товариществ собственников жилья и прочих организаций, осуществляющих управление жилым фондом.
На втором месте — обращения граждан с проблемами, затрагивающими вопросы соцобеспечения и соцзащиты, что составляет 23,3%. Среди них — материальная помощь многодетным семьям, пенсионерам и малообеспеченным слоям населения; предоставление дополнительных льгот отдельным категориям граждан, установленных законодательством КБР, материальная помощь и льготы инвалидам, выплаты пособий и компенсаций на детей, социальная поддержка многодетных, малоимущих, неполных семей.
Сложная ситуация на рынке труда также способствовала поступлению писем от граждан с просьбой оказать содействие в трудоустройстве. По вопросам труда и заработной платы обратились 13,4% заявителей: это и трудоустройство в организациях и на предприятиях, начисление и выплата заработной платы, регулирование трудовых отношений, получение пособия в связи с закрытием, банкротством и ликвидацией предприятий.
Для некоторых граждан Общественная палата становится последней инстанцией на их пути в разрешении каких-либо наболевших вопросов. Так, в июне 2018 г. обратилась группа родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе «колясочников», с просьбой оказать содействие в создании в республике спортивно-реабилитационного центра для детей-инвалидов в Приэльбрусье.
По данному вопросу Общественная палата вышла с инициативой в Министерство курортов и туризма КБР, которое поддержало инициативу о создании центра указанной направленности на базе ООО «АУСБ «Адыл-Су», учитывая актуальность вопросов развития доступной среды в сфере детского туризма в республике. Вопрос прорабатывается с Министерством земельных и имущественных отношений КБР и будет положительно решен в 2019 году.

В Общественную палату обратилась
Елена Шукаева с просьбой увековечить память отца, комиссара 180-го кавалерийского полка Г.М. Шукаева, погибшего на фронте в 1941 году. По инициативе председателя Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики Хазратали Бердова еще в июне 2017 г. Палата направила в Комиссию при Главе КБР по увековечиванию памяти граждан, имеющих выдающиеся заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой, ходатайство об установлении памятной доски на фасаде дома в г. Нальчик, по улице Кешокова, где проживал ветеран. В августе 2018 г. состоялось открытие мемориальной доски нашему земляку, герою Г.М. Шукаеву. В памятном митинге приняли участие представители местной администрации г.о. Нальчик, Министерства культуры КБР, общественных организаций, родственники и люди, близко знавшие героя.
В целом, тематика поступивших обращений разнообразна и касается всех направлений жизнедеятельности, поэтому практически все комиссии Общественной палаты участвуют в рассмотрении заявлений: направлялись запросы в органы государственной власти и местного самоуправления, инициировались и проводились общественные проверки.
Надо отметить, что по итогам минувшего года наметилась тенденция к снижению общего числа обращений в адрес Общественной палаты КБР: если в 2017 г. их количество достигало 56, то в 2018 г. поступило 30 обращений, их которых 15 — на личном приеме, другая часть — в форме электронных писем. Одной из основных причин является своевременное информирование жителей республики (в том числе через размещение подробной информации на официальном сайте Общественной палаты КБР) о конкретных путях и способах разрешения возникающих ситуаций и проблем.
Полное и своевременное рассмотрение обращений граждан находится в поле постоянного контроля Палаты. В этой деятельности, по мнению общественников, главное — не допустить формального подхода к рассмотрению поступающих заявлений, жалоб, предложений граждан.