RSS Eng

13 декабря, 2018

RSS

Печать

Городские леса: тупики законодательства

Пути решения проблемы городских лесов городских округов Самара и Тольятти искали в ОП Самарской области

Городские леса: тупики законодательства

Состоялось совместное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности и комиссии по вопросам сельского хозяйства и продовольствия. Участники заседания обсудили состояние и возможные пути решения проблемы городских лесов городских округов Самара и Тольятти.

«Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, настолько актуален, насколько же и сложен. Проблема не новая, но именно сейчас этот вопрос актуализирован в связи с рядом как внешних, так и внутренних факторов. В конце ноября на базе ОП РФ прошел форум, посвященный проблемам леса: по мнению всех участников этого мероприятия, ситуация с лесами в стране довольно плачевна. Наша Общественная палата также решила принять участие в работе по подготовке предложений от общественности. Причем для нашего региона наиболее остро стоит проблема городских лесов», — отметила, открывая заседание, и.о. председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Маргарита Вахтина.
 
Основная проблема, порождающая неудовлетворительное положение в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, связана с тем, что действующим Лесным кодексом РФ форма собственности на городские леса не была установлена, механизм передачи земель, занятых городскими лесами, в муниципальную собственность не предусмотрен. Многолетняя деятельность администраций городов в данном направлении, приказ Рослесхоза от 18.12.2017 г. № 734 об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов г.о. Тольятти и приказ Рослесхоза от 01.06.2018 г. № 462 об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов г.о. Самара не привели до настоящего времени к решению проблемы, которая носит комплексный характер и проистекает из неясности правового статуса городских лесов.
 
«По материалам лесоустройства площадь лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, составляет 7979 га. В течение 2015-2016 гг. проводилась работа по постановке этих территорий на кадастровый учет. Решение Центрального районного суда г. Тольятти обязало городской округ включить лесные участки в реестр муниципальной собственности. По состоянию на 07.12.2018 г. в реестр муниципальной собственности г.о. Тольятти включены 109 лесных земельных участков общей площадью 73387246,1 кв. м, что составляет 92% от общей площади лесов, расположенных в границах города, — рассказала заместитель руководителя департамента по управлению имуществом администрации г.о. Тольятти Елена Вострикова. — Однако единственным доказательством права собственности того или иного физического или юридического лица, публичного органа является государственная регистрация. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности нам было отказано. Причина отказа заключается в том, что на сегодняшний день в соответствии с Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ основание для регистрации права муниципальной собственности отсутствует. Таким образом, на данный момент мы не можем в полной мере реализовать свои полномочия, которые предусмотрены ст. 84 Лесного кодекса РФ».
 
Стоит отметить, что в июле 2017 года администрацией г.о. Тольятти в Самарскую Губернскую Думу была направлена законодательная инициатива по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 3¹ Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в части отнесения земельных участков из земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, к муниципальной собственности). Но после рассмотрения профильными комитетами Госдумы РФ внесенный законопроект был отклонен.
 
«Единственным выходом, который мы видим для себя, является создание муниципального казенного учреждения, которому на праве постоянного бессрочного пользования будут переданы лесные участки с дальнейшей попыткой регистрации права в Росреестре. Но скорее всего и в этом случае нам будет отказано. Сегодня мы опасаемся, что уже поставленные на кадастровый учет участки могут с учета „слететь“, и все потраченные на эту работу деньги окажутся потраченными зря», — подчеркнула Елена Вострикова.
 
Несколько иным путем пошли в областной столице. В июле 2018 года сведения о границах Самарского лесопарка были внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Как пояснил руководитель управления инженерной инфраструктуры департамента градостроительства администрации г.о. Самара Сергей Бабин, на кадастр была поставлена граница зоны с особыми условиями использования, а не отдельные земельные участки, и в настоящее время проводятся организационные работы в отношении расположенных в границах города занятых лесами земельных участков площадью 8118 га. Разработан и утвержден план-график по функционированию Самарского лесопарка, в структуре профильного департамента планируется создание Управления лесного хозяйства.
 
Приведет ли такая работа Администрации Самары к оформлению муниципальной собственности на городские леса, или, как и в Автограде, деньги будут затрачены впустую? — попытались понять участники заседания и пришли к выводу, что в сложившейся ситуации путь, выбранный Самарой, также имеет скорее негативный прогноз.
 
История проблемы городских лесов тянется с 1997 года, когда был принят предыдущий Лесной кодекс РФ, — обратил внимание главный консультант департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Николай Милюков, проиллюстрировав сложившуюся ситуацию цифрами: «По информации Рослесхоза, на сегодняшний день чуть более 16% городских лесов оформлены приказом этого ведомства. В ЕГРН внесены сведения о границах всего по 11 лесничествам и лесопаркам России (в том числе, одному в Самарской области) — это лишь 1,1% от общей площади городских лесов». Причем те города, кто умудрился оформить городские леса в собственность, начинали эту работу до принятия нового Лесного кодекса 2006 года, который не только не внес ясности в ситуацию, но и, пожалуй, еще больше ее запутал.
 
По данным государственного лесного реестра, городские леса в Самарской области занимают площадь 17947 га. Порядка 90% таких лесов в области находятся в границах Самары и Тольятти, при этом свои специфические проблемы возникли буквально в каждом городском округе губернии, в котором есть городские леса. Так, например, в г.о. Чапаевск и г.о. Кинель лесные участки оказались «задублированы»: числятся одновременно и как городские леса, и как земли лесного фонда.
 
Отдельная проблема связана с тем, что, когда городские леса еще были в составе лесного фонда, лесные участки предоставлялись в долгосрочную аренду. Сегодня и в Самарском лесопарке, и в Тольяттинском лесничестве находятся арендаторы, которые в соответствии с законом заключили долгосрочные договора аренды на 49 лет, своевременно производят оплату, предоставляют отчеты, добросовестно соблюдают иные требования закона. В то же время после образования Самарского лесопарка и Тольяттинского лесничества возник вопрос о том, кто и как теперь должен и может проводить администрирование этих арендных платежей.
 
«Сразу решить проблему не удалось, но работа идет, — подчеркнул Николай Милюков. — Еще одна острая проблема связана с созданием органов, которые будут осуществлять в городских округах управленческие и хозяйственные функции по охране, защите и воспроизводству лесов. На сегодняшний день эта проблема ни в Самаре, ни в Тольятти также не решена».
 
«Мы постоянно на разных уровнях обозначаем комплекс проблем, связанных с городскими лесами. Пытались выйти в Совет Федерации с предложением внести изменения в статьи Лесного кодекса, которые предусматривают выполнение полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, осуществление муниципального лесного контроля не только на землях, которые находятся в муниципальной собственности, но и на землях населенных пунктов. Пока вопрос остается открытым, — сообщил Николай Милюков. — В то же время, примерно год назад были внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“: и полномочия муниципалитета в данной сфере на данный момент четко прописаны, чего нет в Лесном кодексе РФ, а значит, администрации городов должны эти полномочия исполнять».
 
«Мы исходим из того, что проблема содержания городских лесов должна начать решаться. Варианта два: либо продолжать попытки оформить право муниципальной собственности, что не удается сделать уже в течение десяти лет, а леса, между тем, горят и захламляются, либо пойти другим путем: попытаться разграничить права управления, создать лесничества, какие-то учреждения. Но лично у меня есть сомнения относительно того, что казенное учреждение сможет в полной мере вести все работы, связанные с защитой и воспроизводством городских лесов, учитывая отсутствие права муниципальной собственности на эти участки, — отметила Маргарита Вахтина. — К тому же не совсем понятно, на каком основании муниципалитет вообще несет затраты, если не зарегистрировано право собственности? Да, это земли, расположенные на территории муниципалитета, но ведь это неразграниченные земли. Может быть, будет справедливым, если ими будут заниматься не только муниципалитеты, но и регион, и федералы?»
 
Ни со стороны органов прокуратуры, ни со стороны представителей профильных органов исполнительной власти региона эта позиция по понятным причинам в ходе обсуждения поддержки не получила.
 
С чем согласились абсолютно все участник заседания, так это с тем, что необходимо как можно скорее вносить изменения в федеральное законодательство, огромное количество противоречий в котором на сегодняшний день блокирует любые попытки решить давно назревшую проблему. К слову, понятия леса как объекта собственности в действующем законодательстве в принципе нет, речь идет только о земельных участках.
 
«Наша Общественная палата не в первый раз рассматривает этот вопрос, и надо признать, что муниципалитетами за это время сделано уже очень многое. Проблемы упираются в основном в федеральное законодательство. И мы, и ОП РФ должны обратить на это внимание и выступить с соответствующей законодательной инициативой», — выразил общее мнение коллег член Общественной палаты Самарской области Валерий Колупаев.
 
Особое внимание участники заседания уделили непростой ситуации, сложившейся вокруг отдельных лесных участков Самары: лесопарка им. 60-летия Советской власти и «Дубков», целостность территории которых в результате законодательной неразберихи последних лет оказалась под угрозой.
 
«Такие ситуации будут возможны до тех пор, пока земли городских лесов остаются, по сути, ничьими. Не урегулировав права собственности, решать вопросы управления лесными участками довольно проблематично. Очевидно, что необходимо обращаться в соответствующие органы, чтобы, наконец, был предложен механизм передачи в муниципальную собственность участков, на которых расположены городские леса», — подытожила Маргарита Вахтина.
 

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться