
В Поволжском православном институте (г. Тольятти) Общественная палата Самарской области провела круглый стол, посвященный проблемам изучения и преподавания истории.
Экспертами встречи стали ведущие историки региона, представители областного министерства образования и науки, духовенство, педагоги, студенты исторических факультетов.
Что же такое историко-культурный стандарт? Это образовательный стандарт, включающий перечень обязательных для изучения тем, понятий, терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе. Если говорить коротко — это проект, направленный на повышение качества исторического образования в средней школе.
Несмотря на то, что документ был принят еще в 2013 году, далеко не все педагоги с ним ознакомились. И как результат — невыполнение требований образовательного стандарта.
«Не могу не сопереживать тому, что историческое наследие, историческое содержание нашей школы, нашей системы образования были на высоте. Здесь реальный мост, реальный предмет соработничества между высшей и средней школой», — заявил, открывая дискуссию, член ОП РФ от Самарской области, ректор Поволжского православного института протоирей
Димитрий Лескин.
«Трудно переоценить важность этого круглого стола. Историческое образование — фундамент развития высокообразованной личности. И как говорил В.О. Ключевский: «История — тот фонарь из прошлого, который освещает нам будущее», — отметила руководитель Тольяттинского управления министерства образования и науки Самарской области Ирина Кочукина.
Участники круглого стола, — те, кто посвятил свою жизнь истории, — не просто обсудили проблему исторического образования, но и на своем практическом опыте показали, как можно реализовывать историко-культурный стандарт, продемонстрировали методики преподавания исторической науки в школах и вузах.
Эксперты круглого стола обсудили необходимость перехода от политикоцентрической к личностно ориентированной системе преподавания истории. Отметив, что при этом открытым остается вопрос о взаимосвязи и синхронизации Всемирной и Отечественной истории.
«Проблема образования всегда является актуальной. Тем более сейчас, когда идет очень сложный процесс — вводятся новые стандарты, интеллектуальная атака, дискуссии. Очень важно услышать людей, разные точки зрения, найти равнодействующую, которая будет способствовать повышению качества подготовки бакалавров, магистров, новых высококлассных специалистов», — подчеркнул доктор исторических наук, профессор, первый проректор Самарского университета, заведующий кафедрой Российской истории Петр Кабытов.
Очевидно, что введение историко-культурного стандарта требует разработки методических подходов и принципов «горизонтального» рассмотрения деятельности исторической личности в контексте общемировых процессов.
«С одной стороны историко-культурный стандарт четко определяет, что нужно изучать. С другой — он не показывает, как нужно изучать. Здесь могут быть самые разные технологии: проблемные уроки и лекции, семинарские занятия и кейс-технологии и т.д. Главное, чтобы они не выходили за рамки историко-культурного стандарта», — считает доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического университета Александр Репинецкий.
По мнению экспертов, степень реального взаимодействия с учителями не столь сильна, как хотелось бы. Причина в нагрузке на учителей, которые вынуждены работать на полторы и более ставок, а также и в неоднозначности выбора тем, персоналий и событий, взятых для изучения, что создает своеобразный «перекос» в пользу одних тем в ущерб другим. Например, предполагаемый разговор о национальном многообразии России почти полностью (за исключением первых веков истории) выводит за скобки упоминание о русской нации. Эта же проблема касается выбора предлагаемых к изучению терминов и понятий.
Тезис о том, что «для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень сквозных исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной» является одним из ключевых в историко-культурном стандарте. При этом в самом проекте нет указаний на принцип отбора «сквозных» тем, требований к перераспределению учебного материла и нагрузки за счет региональной истории.
Если говорить о вузовском потенциале в реализации образовательного проекта в средней школе, то успешный опыт здесь демонстрирует Поволжского православного института. В вузе разработаны программы дополнительного образования учителей: повышение квалификации, в том числе по именным образовательным чекам, помощь в рассмотрении «трудных вопросов». Институт включился в просветительское мероприятие — публичные лекции известных профессоров для различных категорий населения, а на базе Музейно-выставочного центра вуза функционирует Лекторий, посвященный историко-культурной проблематике.
В ближайшее время Православный институт планирует запустить всероссийский проект лектория «Духовные основы русской культуры» под эгидой Всемирного Русского Собора. Кроме того, вуз оказывает методическую помощь в освоении новых приемов подачи исторического материала. В прошлом году институт стал инициатором и организатором I Поволжского педагогического форума, где очень плодотворно работала секция исторического образования.
«Историческое образование формирует восприятие гражданина. Прийти к общему знаменателю во всех школах — это очень важно. Другое дело — вследствие сложности социального познания, того, что исторические факты от нас отдалены, — существует различная их интерпретация. Работа над совершенствованием стандарта просто необходима. Необходимо регулярно проводить такие круглые столы, чтобы учитывать замечания общественности», — выразил уверенность учитель истории МБУ «Гимназия № 48» г.о. Тольятти, председатель методического объединения учителей истории и обществознания Владимир Введенский.
Больше двух часов участники меропряития обсуждали проблемы исторического образования. После плодотворного обсуждения по итогам круглого стола была принята резолюция.