RSS Eng

14 сентября, 2017

RSS

Печать

Общественным палатам стоит определиться с тем, что такое гражданское общество и как его оценивать

Предложения от общественности Самарской области к Посланию Президента России Федеральному собранию обсудили в ОП

Общественным палатам стоит определиться с тем, что такое гражданское общество и как его оценивать

Члены Общественной палаты Самарской области обсудили предложения от общественности региона к Посланию Президента России Федеральному собранию.

Председатели профильных комиссий обозначили ключевые проблемы развития гражданского общества в Самарской области и в стране в целом по основным направлениям деятельности комиссий.

В частности, в сфере образования и науки отмечаются такие проблемные вопросы, как нехватка высококвалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, проявления экстремизма в молодежной среде, в том числе в среде учащейся молодежи, — сообщил заместитель председателя Общественной палаты Самарской области, председатель комиссии по вопросам образования и науки Вадим Чумак.

Решение первой проблемы общественники видят в развитии системы дуального образования как эффективной формы взаимодействия профессионального образования и производства в деле подготовки рабочих кадров. Для решения второй, весьма актуальной на современном уровне развития государства и общества проблемы предлагается проводить на системном уровне в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования разъяснительную, профилактическую и воспитательную работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи с включением соответствующих разделов в учебные планы, а также задуматься о подготовке нового поколения специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками для работы в молодежной среде.

Недостаточная активность собственников в вопросах управления общим имуществом многоквартирных домов — пожалуй, одна из основных проблемы развития сферы ЖКХ.

Члены комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ предлагают на законодательном уровне создать систему непрерывного и постоянного обучения председателей советов многоквартирных домов, председателей ТСЖ, ЖСК, а также упростить процедуру подготовки и проведения общих собраний собственников многоквартирных домов и оформление протоколов этих собраний и повысить степень защиты собственников от работы недобросовестных управляющих и ресурсоснабжающих организаций.

Все эти шаги подразумевают под собой внесение конкретных изменений в жилищное законодательство. Особое внимание общественники уделяют вопросам отсутствия должной законодательной базы функционирования общественного жилищного контроля в сфере ЖКХ и необходимости повысить требования к лицензированию управляющих компаний в сфере ЖКХ.

«В условиях непростой экономической ситуации, одной из действенных форм поддержки малого и среднего предпринимательства является упрощение доступа малых предприятий к государственным закупкам и закупкам компаний с долей государственного участия. В целях совершенствования механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства мы предлагаем рассмотреть возможность внесения пакета изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие сферу закупок. В частности, уточнить соответствующие нормы, регламентирующие установление требований к участникам и критериев оценки, определив их в привязке к конкретным типам объектов закупки, уставить обязанность государственных и муниципальных заказчиков проверять принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства (наличие его в реестре СМП) в случае проведения закупки для СМП и прочее», — рассказал председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства Валерий Фомичев.

По данным государственного доклада Министерства природных ресурсов и экологии РФ, состояние реки Волга на всем ее протяжении характеризуется повышенным загрязнением. В связи с этим, по мнению членов профильной комиссии, целесообразно принятие государственной программы по экологическому оздоровлению Волги и ее притоков, испытывающих максимальную антропогенную нагрузку. Немаловажная проблема сферы экологии: несанкционированное размещение отходов.

«Поскольку одной из причин такого положения дел является отсутствие контроля за транспортировкой отходов органами государственного надзора, целесообразно рассмотреть вопрос о наделении органов Министерства внутренних дел РФ полномочиями по контролю за соблюдением правил транспортировки отходов по дрогам на территории РФ, и созданием при них региональных подразделений экологической полиции, — отметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Юрий Астахов. — Кроме того, необходимо ускорить разработку и принятия федерального закона „Об ответственном отношении к животным“, который обеспечит четкое разграничение полномочий между уровнями власти, а также меры по повышению ответственности граждан и юридических лиц — владельцев животных, за соблюдением правил их разведения и содержания, включая меры по обязательной регистрации и идентификации животных».

«Главной проблемой реализации мероприятий молодежной политики в Самарской области является несогласованность этих мер с ключевыми векторами развития региона, — выразил точку зрения своих коллег председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений Дмитрий Камынин. — Предлагается разработать и внедрить систему мер, направленных на работу с молодежью в направлениях, определенных, в том числе, Стратегией развития Самарской области и иными документами, определяющими средне- и долгосрочное развитие региона в течение ближайших 10-15 лет».

Поскольку общественная поддержка и реализация концепции дружбы народов на международном уровне, по мнению членов комиссии, в регионе находятся в зачаточном состоянии, предлагается создать в губернии центр развития общественной дипломатии и международного сотрудничества для более активной и системной работы в этом направлении.

«Необходимо совершенствование государственной семейной политики в Российской Федерации в части, касающейся стимулирования деятельности некоммерческих организаций, оказывающих методическую, юридическую и информационно-консультативную помощь в сфере социальной защиты граждан, имеющих детей, и реализующих мероприятия, направленные на укрепление института семьи. Однако некоммерческим организациям трудно найти свою нишу, которая не только не будет конкурировать с деятельностью государственных структур, но и будет удачно еѐ дополнять. Работа НКО должна логично вливаться в деятельность государственных учреждений, дополнять и обогащать ее, а главное — не противоречить ей. В реальности часто НКО предлагают для реализации свои программы, иногда слабо проработанные, которые никак не вписываются в планы, направления и программы учреждений. Что естественно вызывает негативное отношение к ним со стороны представителей государства. Поэтому для того, чтобы НКО смогли стать поставщиками общественно-полезных услуг необходима методическая поддержка со стороны уполномоченных органов и разработка конкретного заказа на выполнение услуг учитывая специфику и возможности НКО», — подняла еще одну проблему современного этапа развития гражданского общества председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по делам ветеранов и инвалидов Светлана Полдамасова.

«Реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов современного государства не может происходить вне гражданского общества, поскольку важнейшей составляющей общественной безопасности является наличие в государстве эффективной сети институтов гражданского общества, к которым традиционно относят общественные объединения, неправительственные организации, политические партии и общественные движения, не имеющие официально закрепленного статуса, однако организационно и функционально сформированные. Вместе с тем, в настоящее время реальность свидетельствует о нарушении главного принципа управления — вовлечения гражданского общества в систему принятия решений и в сам процесс управления, — считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Галина Николаева. — Неэффективность управления во многом предопределена отчужденностью представителей гражданского общества от решения, в том числе, и местных проблем. Полагаю, что реализация народовластия может быть достигнута не только через конституционно определенные демократические институты, но и через многочисленные формы взаимодействия самых разнообразных общественных объединений граждан с органами государственными и муниципальными. Активное участие в общественной жизни особенно зримо на муниципальном уровне, поскольку именно здесь решаются не политические проблемы, а социальные, требующие взаимности и социального взаимодействия».

«За последние 5-8 лет гражданское общество значительно в большей степени стало вовлечено в систему принятия решений органов исполнительной власти, а зачастую и в сам процесс управления, — заметил председатель комиссии по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский. — Однако необходимо отметить, очевидно, сознательную попытку устранения учета мнения института общественных палат Российской Федерации при принятии некоторых решений, которые ведут к серьезным изменениям в социальной сфере. В качестве последнего примера — проведение общественной экспертизы проекта федерального закона, предполагающего реорганизацию ФГУП „Почта России“. При проведении общественного обсуждения, которое, к слову, было первым в РФ, мы обратили внимание на отсутствие финансово-экономического обоснования законопроекта, что необходимо при проведении данной экспертизы. Также, отсутствовал расчет социальных рисков. Данные недоработки при вынесении на широкое общественное обсуждение законопроекта со стороны автора законопроекта, к сожалению, является показателем отсутствия продуктивных коммуникаций с институтом общественных палат. Декларированное взаимодействие с представителями гражданского общества в этом случае не исполнено, и данный вопрос считаю необходимым для включения в итоговый документ деятельности не только региональной общественной палаты, но и ОП РФ».

Вместе с тем, по мнению членов Общественной палаты Самарской области, назрела необходимость как минимум на уровне института общественных палат определиться с самим понятием «гражданское общество».

«Мы все сегодня по-разному понимаем, что такое гражданское общество. Должны быть выработаны и показатели, которыми измеряется состояние гражданского общества в отдельно взятых регионах и в стране в целом», — уверен заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов.

«Отсутствие единства в понимании того, что есть гражданское общество, само по себе является одной из центральных проблем, — поддержал это мнение председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер. — Причем, очевидно, что это понятие динамическое: определение гражданского общества может меняться в процессе жизни. Стоит на площадке ОП РФ обсудить, каковы сегодня критерии оценки развития гражданского общества».

Предложения Общественной палаты Самарской области к Посланию Президента России Федеральному собранию будут направлены в Общественную палату России вместе с рекомендацией организовать на базе ОП РФ широкое общественное обсуждение, целью которого станет выработка дефиниции «гражданское общество» и критериев оценки его состояния в рамках взаимодействия общественных палат.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться