14 сентября, 2017
RSSПечать
Общественным палатам стоит определиться с тем, что такое гражданское общество и как его оценивать
Предложения от общественности Самарской области к Посланию Президента России Федеральному собранию обсудили в ОП

Члены Общественной палаты Самарской области обсудили предложения от общественности региона к Посланию Президента России Федеральному собранию.
Председатели профильных комиссий обозначили ключевые проблемы развития гражданского общества в Самарской области и в стране в целом по основным направлениям деятельности комиссий.
В частности, в сфере образования и науки отмечаются такие проблемные вопросы, как нехватка высококвалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, проявления экстремизма в молодежной среде, в том числе в среде учащейся молодежи, — сообщил заместитель председателя Общественной палаты Самарской области, председатель комиссии по вопросам образования и науки Вадим Чумак.
Решение первой проблемы общественники видят в развитии системы дуального образования как эффективной формы взаимодействия профессионального образования и производства в деле подготовки рабочих кадров. Для решения второй, весьма актуальной на современном уровне развития государства и общества проблемы предлагается проводить на системном уровне в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования разъяснительную, профилактическую и воспитательную работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи с включением соответствующих разделов в учебные планы, а также задуматься о подготовке нового поколения специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками для работы в молодежной среде.
Недостаточная активность собственников в вопросах управления общим имуществом многоквартирных домов — пожалуй, одна из основных проблемы развития сферы ЖКХ.
Члены комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ предлагают на законодательном уровне создать систему непрерывного и постоянного обучения председателей советов многоквартирных домов, председателей ТСЖ, ЖСК, а также упростить процедуру подготовки и проведения общих собраний собственников многоквартирных домов и оформление протоколов этих собраний и повысить степень защиты собственников от работы недобросовестных управляющих и ресурсоснабжающих организаций.
Все эти шаги подразумевают под собой внесение конкретных изменений в жилищное законодательство. Особое внимание общественники уделяют вопросам отсутствия должной законодательной базы функционирования общественного жилищного контроля в сфере ЖКХ и необходимости повысить требования к лицензированию управляющих компаний в сфере ЖКХ.
«В условиях непростой экономической ситуации, одной из действенных форм поддержки малого и среднего предпринимательства является упрощение доступа малых предприятий к государственным закупкам и закупкам компаний с долей государственного участия. В целях совершенствования механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства мы предлагаем рассмотреть возможность внесения пакета изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие сферу закупок. В частности, уточнить соответствующие нормы, регламентирующие установление требований к участникам и критериев оценки, определив их в привязке к конкретным типам объектов закупки, уставить обязанность государственных и муниципальных заказчиков проверять принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства (наличие его в реестре СМП) в случае проведения закупки для СМП и прочее», — рассказал председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства Валерий Фомичев.
По данным государственного доклада Министерства природных ресурсов и экологии РФ, состояние реки Волга на всем ее протяжении характеризуется повышенным загрязнением. В связи с этим, по мнению членов профильной комиссии, целесообразно принятие государственной программы по экологическому оздоровлению Волги и ее притоков, испытывающих максимальную антропогенную нагрузку. Немаловажная проблема сферы экологии: несанкционированное размещение отходов.
«Поскольку одной из причин такого положения дел является отсутствие контроля за транспортировкой отходов органами государственного надзора, целесообразно рассмотреть вопрос о наделении органов Министерства внутренних дел РФ полномочиями по контролю за соблюдением правил транспортировки отходов по дрогам на территории РФ, и созданием при них региональных подразделений экологической полиции, — отметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Юрий Астахов. — Кроме того, необходимо ускорить разработку и принятия федерального закона „Об ответственном отношении к животным“, который обеспечит четкое разграничение полномочий между уровнями власти, а также меры по повышению ответственности граждан и юридических лиц — владельцев животных, за соблюдением правил их разведения и содержания, включая меры по обязательной регистрации и идентификации животных».
«Главной проблемой реализации мероприятий молодежной политики в Самарской области является несогласованность этих мер с ключевыми векторами развития региона, — выразил точку зрения своих коллег председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений Дмитрий Камынин. — Предлагается разработать и внедрить систему мер, направленных на работу с молодежью в направлениях, определенных, в том числе, Стратегией развития Самарской области и иными документами, определяющими средне- и долгосрочное развитие региона в течение ближайших 10-15 лет».
Поскольку общественная поддержка и реализация концепции дружбы народов на международном уровне, по мнению членов комиссии, в регионе находятся в зачаточном состоянии, предлагается создать в губернии центр развития общественной дипломатии и международного сотрудничества для более активной и системной работы в этом направлении.
«Необходимо совершенствование государственной семейной политики в Российской Федерации в части, касающейся стимулирования деятельности некоммерческих организаций, оказывающих методическую, юридическую и информационно-консультативную помощь в сфере социальной защиты граждан, имеющих детей, и реализующих мероприятия, направленные на укрепление института семьи. Однако некоммерческим организациям трудно найти свою нишу, которая не только не будет конкурировать с деятельностью государственных структур, но и будет удачно еѐ дополнять. Работа НКО должна логично вливаться в деятельность государственных учреждений, дополнять и обогащать ее, а главное — не противоречить ей. В реальности часто НКО предлагают для реализации свои программы, иногда слабо проработанные, которые никак не вписываются в планы, направления и программы учреждений. Что естественно вызывает негативное отношение к ним со стороны представителей государства. Поэтому для того, чтобы НКО смогли стать поставщиками общественно-полезных услуг необходима методическая поддержка со стороны уполномоченных органов и разработка конкретного заказа на выполнение услуг учитывая специфику и возможности НКО», — подняла еще одну проблему современного этапа развития гражданского общества председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по делам ветеранов и инвалидов Светлана Полдамасова.
«Реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов современного государства не может происходить вне гражданского общества, поскольку важнейшей составляющей общественной безопасности является наличие в государстве эффективной сети институтов гражданского общества, к которым традиционно относят общественные объединения, неправительственные организации, политические партии и общественные движения, не имеющие официально закрепленного статуса, однако организационно и функционально сформированные. Вместе с тем, в настоящее время реальность свидетельствует о нарушении главного принципа управления — вовлечения гражданского общества в систему принятия решений и в сам процесс управления, — считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Галина Николаева. — Неэффективность управления во многом предопределена отчужденностью представителей гражданского общества от решения, в том числе, и местных проблем. Полагаю, что реализация народовластия может быть достигнута не только через конституционно определенные демократические институты, но и через многочисленные формы взаимодействия самых разнообразных общественных объединений граждан с органами государственными и муниципальными. Активное участие в общественной жизни особенно зримо на муниципальном уровне, поскольку именно здесь решаются не политические проблемы, а социальные, требующие взаимности и социального взаимодействия».
«За последние 5-8 лет гражданское общество значительно в большей степени стало вовлечено в систему принятия решений органов исполнительной власти, а зачастую и в сам процесс управления, — заметил председатель комиссии по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский. — Однако необходимо отметить, очевидно, сознательную попытку устранения учета мнения института общественных палат Российской Федерации при принятии некоторых решений, которые ведут к серьезным изменениям в социальной сфере. В качестве последнего примера — проведение общественной экспертизы проекта федерального закона, предполагающего реорганизацию ФГУП „Почта России“. При проведении общественного обсуждения, которое, к слову, было первым в РФ, мы обратили внимание на отсутствие финансово-экономического обоснования законопроекта, что необходимо при проведении данной экспертизы. Также, отсутствовал расчет социальных рисков. Данные недоработки при вынесении на широкое общественное обсуждение законопроекта со стороны автора законопроекта, к сожалению, является показателем отсутствия продуктивных коммуникаций с институтом общественных палат. Декларированное взаимодействие с представителями гражданского общества в этом случае не исполнено, и данный вопрос считаю необходимым для включения в итоговый документ деятельности не только региональной общественной палаты, но и ОП РФ».
Вместе с тем, по мнению членов Общественной палаты Самарской области, назрела необходимость как минимум на уровне института общественных палат определиться с самим понятием «гражданское общество».
«Мы все сегодня по-разному понимаем, что такое гражданское общество. Должны быть выработаны и показатели, которыми измеряется состояние гражданского общества в отдельно взятых регионах и в стране в целом», — уверен заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов.
«Отсутствие единства в понимании того, что есть гражданское общество, само по себе является одной из центральных проблем, — поддержал это мнение председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер. — Причем, очевидно, что это понятие динамическое: определение гражданского общества может меняться в процессе жизни. Стоит на площадке ОП РФ обсудить, каковы сегодня критерии оценки развития гражданского общества».
Предложения Общественной палаты Самарской области к Посланию Президента России Федеральному собранию будут направлены в Общественную палату России вместе с рекомендацией организовать на базе ОП РФ широкое общественное обсуждение, целью которого станет выработка дефиниции «гражданское общество» и критериев оценки его состояния в рамках взаимодействия общественных палат.