
Впервые жительница Асбеста Свердловской области обратилась в Общественную палату РФ в июле 2019 года с жалобой на работу Свердловского фонда социального страхования, который длительное время не обеспечивал ее ребенка-инвалида с ДЦП необходимыми колясками — прогулочной и комнатной, рекомендованными в индивидуальной программе реабилитации (ИПРА). Комнатную в результате получили, а вот прогулочной так и не было.
Сотрудники регионального фонда в течение 2018 года предлагали заведомо неподходящие коляски, которыми нельзя было пользоваться. Они закупались и списывались. В результате до получения новой ИПРА в 2019 году семья так и не получила необходимую прогулочную коляску.
Екатерина Курбангалеева в рамках договоренностей с руководством ФСС обратилась в группу работы с обращениями граждан фонда и постоянно держала на контроле данный случай. В начале ноября 2020 года мама сообщила, что ребенок наконец-то — спустя полтора года! — обеспечен коляской прогулочного типа нужной модификации с учетом всех параметров.
Еще одно обращение, по которому удалось добиться положительного решения, пришло из Торжка Тверской области от мамы двух детей с муковисцидозом. Детей продолжительное время не обеспечивали необходимыми препаратами, входящими в базисную терапию, которые были рекомендованы врачебными комиссиями и не подлежали замене. Это, безусловно, являлось нарушением законодательства.
«После разговора мама по нашим рекомендациям сделала ряд грамотных письменных обращений в адрес поликлиники и Минздрава Тверской области, в том числе предложив дать правовое обоснование отказам закупать лекарства. Спустя непродолжительное время лекарства были закуплены. Так юридически грамотное поведение порой вынуждает региональных чиновников находить пути решения в затруднительных ситуациях, связанных с лекарственным обеспечением. Главное — не опускать руки», — подчеркивает помощник Курбангалеевой Ирина Дмитриева.
Екатерине Курбангалеевой вместе с ее помощниками удалось добиться положительного решения еще по некоторым обращениям.
«Благодаря постоянному рабочему взаимодействию с Фондом социального страхования РФ, которое началось с весны этого года, нам удается разбирать и ряд застарелых, годами не решаемых вопросов. Дело в том, что некоторое время назад за обеспечение людей с инвалидностью необходимыми ТСР отвечали регионы, сейчас — за некоторым исключением, Москва и Московская область — все полномочия забрал на себя федеральный фонд напрямую. Теперь фонд разбирает накопленные завалы», — говорит Курбангалеева.
Комиссия Общественной палаты РФ по социальной политике продолжает рассматривать поступающие обращения по трем основным проблемным направлениям: жалобы на решения медико-социальной экспертизы (МСЭ), отказы в надлежащем лекарственном обеспечении и обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР).