
К члену Общественной палаты РФ Юлии Зимовой в преддверии Нового года обратилась Дарья Мороз из Подмосковной Дубны с просьбой разобраться в несправедливой, по ее мнению, ситуации, связанной с отказом в оформлении опеки над четырехмесячной девочкой.
Дарья впервые увидела будущую дочь в ноябре 2018 года, на тот момент девочке было 4,5 месяца, но в семью она попала только в конце января 2019 года. Дарья быстро собрала необходимые документы и в том же ноябре написала согласие и заявление на прием ребенка в семью под опеку. Однако органы опеки Смоленска не только не пожелали ускорить процесс воссоединения мамы и дочки, но и, по словам Дарьи, стали чинить препятствия на пути ребенка в семью.
«Для развития малыша важен каждый день, а столько упущено, — сожалеет женщина. — Меня угнетает, что органы опеки Смоленска не заинтересованы в судьбах детей. И с подобными проблемами столкнулась, к сожалению, не только я одна, таких историй много, когда именно в Смоленске очень тяжело забрать детей из детдома».
В Смоленской опеке явно искали причины для отказа, уверена Дарья Мороз.
«Они продержали мои документы с 29 ноября по 11 декабря, и в итоге я получила просто письмо о приостановке оказания услуги. Хотя мы были уверены, что заберем ребенка перед Новым годом. Также они мне сказали, что в приоритете у них усыновление, но при этом на моего ребенка не было заявлений от других потенциальных родителей. Девочка была три месяца в базе, и на нее никто не претендовал», — сказала она.
«Это из ряда вон выходящий случай, — говорит первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова. — И как это можно назвать? Превышение полномочий? Действие не в интересах ребенка? Человек собрал полный пакет документов. Зачем нужно создавать такие препятствия, нервотрепку? Явно не в интересах ребенка. Не хотелось бы, чтобы такие случаи повторялись, специалисты органов опеки, чиновники должны видеть за своей работой в первую очередь судьбу ребенка».
При этом общественница поясняет, что действительно бывают случаи, когда кандидаты в опекуны не проходят проверку по объективным причинам. Но в случае с Дарьей «это был перебор, ведь, по сути, все документы были оформлены должным образом и предъявить претензии было не к чему».
Взаимодействие Юлии Зимовой с профильными региональными и федеральными ведомствами по поводу сложившейся ситуации, юридическая поддержка, постоянное консультирование Дарьи Мороз в итоге дали положительный результат. Женщина все-таки смогла забрать девочку, выиграв разбирательство в суде: «Теперь в планах любить дочь как можно больше и компенсировать ей те первые семь месяцев жизни, которые она провела в доме ребенка».
Юлия Зимова отметила, что только в декабре 2018 года с подобными проблемами за помощью обратилось десять семей.
«В Смоленской области это уже третий случай затянутой передачи ребенка в семью после прохождения всех необходимых процедур и предоставления всех документов. Об одном из них мы уже
писали на сайте ОП РФ», — прокомментировала Юлия Зимова.
«Хочу отметить, что далеко не все органы опеки и попечительства такие, их работу не видно в публичном поле, к нам попадают, как правило, самые тяжелые случаи, и в некоторых мы поддерживаем специалистов опеки или помогаем найти компромиссное решение, но этот случай возмутил меня до глубины души», — подытожила общественница.